On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Правила: 1. Ник желателен на кириллице, с большой буквы. 2. Желательно использование в качестве ника своего славянского (если пока нет, то паспортного) имени. 3. Уважай собеседника. 4. У славян обращение на "ты" приветствуется.

АвторСообщение
moderator


Сообщение: 1379
Зарегистрирован: 12.09.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.14 15:22. Заголовок: 18 марта Навий Великдень (Навський Великдень (укр.))


Пасха мёртвых (Навьи проводы, укр. Мертвецький Великдень, Навський Великдень, белор. Жильник, Нуськи великдзень, Навский четверг) — традиционный праздник восточных славян. Имеет древние дохристианские корни.

«Навський Великдень» (укр.), Жильник (белорус.), Чистый четверг — название дня.
«В Великий четверток порану солому палят и кличют мертвых».
— Стоглав, 1863, 41 гл., вопр. 26
На Киевщине, Подолье и Левобережье «чистый четверг» — Навский Великдень (навь, др.рус. — покойник, потусторонний мир). По старым поверьям Бог трижды в год выпускает души умерших «потустороннего мира»: первый раз в «чистый четверг», второй раз — когда цветёт жито (вероятно на Семик), и третий раз — на Спас. Сохранились мифологические рассказы о выходе мёртвых в Страстной четверг в севернорусских и русинских (у лемков) материалах[1][2].
На Украине и в Белоруссии считают, что на Навский Великдень покойники проводят своё богослужение и каются в грехах. В этот день они не боятся ни креста, ни молитвы, а как увидят живого человека, то стараются задушить. Для того, чтобы покойники не задушили, необходимо обливаться водой: «мертвецы боятся мокрого»[2] (также см. Поливальный понедельник). Вероятно «чистый четверг» — не что иное, как отголосок языческого Навиного дня. По одной из легенд бог-громовник Перун просыпался от зимней спячки только после того, как его намочит первый дождь и в первую же грозу поражал всякую нечисть.
На русско-белорусском пограничье, на востоке Белоруссии и на западно-русских территориях в Страстной четверг жгут большие общесельские костры[3].
В некоторых местах в этот день возжигали новый, молодой, «живой огонь» взамен старого, изжившего себя и потерявшего силу. Для этого обычно приносили домой с вечернего богослужения горящую свечу, от которой зажигали лампады и огонь в печи[4]. Иногда для добывания огня применялся весьма архаичный обряд — его вытирали женатые мужчины при помощи деревянных палки и плашки[5]. Огню, добытому в Великий четверг, приписывалась большая магическая сила. Та же магическая, целительная и защитная сила приписывалась и испечённому в этот день хлебу[6], и особо приготовленной соли[7]. Многие ритуалы Великого четверга были связаны с «магией первого дня» и нацелены на удачу в личной жизни, хорошие урожаи, благополучие скота, защиту дома и крестьянского двора от злых сил[8] и т. д.
Считалось, что на Пасху, как и в Страстной четверг, поднявшись на чердак со свечой, горящей ещё с заутрени, можно увидеть домового.

Первый четверг после Пасхи белорусы называли — «Навский четверг». В Белоруссии в некоторых местах, и особенно у католиков, бывает на кладбище поминовение умерших. На могилах кладут красные яйца, которые на другой день собирают нищие в свою пользу. «Нуськи великдзень — пьятого дня на великодном тыжни», «Навский великдень побуждають покойника» (полесье). В Полесье на Пасху «идуть на кладбище первого дня и в четверг. На кладбище порядок наводят, а дома уже ничего не делают. Идут сначала в церковь, а потом уже идут на кладбище. Хлеб, крашеные яйца, пасху, вино несут. Женщины повязывают передники, мужчины — рушники, и каждый — ленту».

Литература
1. Агапкина Т. А. Костер // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 3. — С. 620–6271. — ISBN 5-7133-1207-0.
2. Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002. — 816 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).
3. Агапкина Т. А. Пасха // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 3. — С. 641-646. — ISBN 5-7133-1207-0.
4. Воропай О. Звичаї нашого народу. — К.: Оберіг, 1991.
5. В. И. Даль Пасха // Толковый словарь Даля, 1867. — М.: Олма-пресс, 2002. — Т. 2. — ISBN 5-224-03584-8.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%B0_%D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D1%8B%D1%85

Великий четверг, «Навський Великдень» (укр.)
В Белоруссии считали, что страстная неделя была временем разгула нечистой силы. Всю неделю старательно готовились к празднику: мыли столы, скамейки, лавки. окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду.
На Украине «чистый четверг» – Навский Великдень (навь, др.рус. – покойник, потусторонний мир). По старым поверьям Бог трижды в год выпускает души умерших «потустороннего мира»: первый раз в «чистый» четверг, второй раз – когда цветёт жито (Русалин день ?), и третий раз – на Спас.
На Навский Великдень покойники проводят своё богослужение и каются в грехах. В этот день они не боятся ни креста, ни молитвы, а как увидят живого человека, то стараются задушть. Для того, чтобы покойники не задушили, необходимо обливаться водой: «мертвецы боятся мокрого». Вероятно «чистый» четверг – не что иное, как отголосок языческого Навиного дня.
В дохристианское время народы Европы отмечали языческий праздник зимнего поворота солнца. Праздник солнца они праздновали весной – в день весеннего равноденствия, поэтому обряды, соответствующие дню, наложились на праздник Пасхи. В этот день пекли свиней и поросят и ставили на стол с хреном в зубах (как и на Васильев день 1 января).

В некоторых местах девушки в Великий четверг кличут весну и, ежели открылась вода, входят в реку и одна за другою, взявшись за руки, припевают: «Весна, весна красна, приди весна с милостью, великою благостью».

Великий четверг считается великим днём обновления на предстоящий год всего крестьянского хозяйства. По утру все в доме встают до восхода солнца – «до петухов». Хозяйка в дымное окно «кличет скот» во двор, свойственной каждой породе кличкой до тех пор, пока какое-нибудь животное не подаст голос. Это принимается за признак того, что в наступающем году не падёт ни одно животное этой породы. Потом идёт она во двор и, прогнав вокруг столба коров, кормит и поит; далее вешает на передний угол дома голик или худой лапоть для защиты цыплят от коршуна и других хищных птиц летом. Затем топит печь и печёт хлеб, чтобы не выводился он из закромов в течение года.

Хозяин считает деньги, осматривает, передвигает, переставляет с места на место все хозяйственные орудия. Делает на реке новую прорубь, чистит рабочих лошадей, кормит и поит их. Если он охотник, то стреляет из ружья три раза в воздух (раньше выпускали в воздух три стрелы). Это делается для того, чтобы у него в течение года водились деньги и орудия сохранятся от поломки и потери; лошади будут крепки и охота будет удачна.

Малолетние парни и девки идут в лес за можжевельником, татарником и пихтой. Можжевельник жгут в печи и привязывают к столбу близ печки, вместе с татарником подтыкают под матицу входной двери, из пихты делают помело. Можжевельник и татарник защищают от колдунов, пихтовое помело защищает печь от разрушения. Девушки-невесты подстригают себе волосы и с небольшим пучком соломы или необтрёпанного льна ходят в баню, где, побыв немного, выходят на улицу, жгут солому или лён и прыгают через костёр. Первое делают для того, чтобы лучше росли волосы, а второе, чтобы приобрести любовь будущих своих мужей.

Прочие взрослые члены семьи посвящают утром несколько минут работам: мужчины плетут лапти, верёвки, тешут топором; женщины прядут и шьют. Всё это делается для того, чтобы в течение года у них была возможность и желание заниматься этими работами. Затем старшие в семье ходят из дома в дом по гостям бражничать, чтобы иметь брагу в течение года и жить в довольстве и весело. Женщины в это утро замешивают соль на квасной гуще и бросают в затопленную печь. Эту соль потом употребляют в пищу и дают скоту для здоровья.
В этот день, а иногда раньше, повсеместно устанавливаются качели, захожими скоморохами устанавливаются балаганы.

Источники:
«Поэтические воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н., Том 3 - М.: 1995; «Українські народні свята та звичаї», Сапіга В. К. – К.: Т-во «Знання України», 1993;
«Русский народ. Его обычаи, предания, суеверия и поэзия, собр. М.Забылиным» - М.: 1880. Репринт 1990;
Кабінет-музей беларускай культуры філалагічнага факультэта БДУ, Красавік – http://museum.na.by/calandar;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс - Мн.: 1992;
Преданья старины, Основные праздники – http://nhkt.narod.ru/osnprazdn.htm;
Народный месяцеслов, Рыженков Г. Д. - М.: «Современник», 1991; «Писанка: 300 образцов», Иваницкая З. - М.: «Мир», 2001;
Древне-Арiйскiе и древне-Семитскiе элементы въ обычаяхъ, обpядaxъ, вѣрованiяхъ и культахъ славянъ; Фаминцынъ А. - М. 1895;
«Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
Отмечаем Пасху по всем правилам // Газета «Магия и Жизнь» № 7 (2-15.04.2007.) – http://www.stepanova-xxi.ru/gazeta;
Історія української літератури, Грушевський М.: В 6 т. 9 кн. – Т. 1. /Упоряд. В.В.Яременко. – К.: Либідь, 1993;
Народны каляндар беларусаў, Реферат, Крупенько Ю.У. – Мн.: Белорускi нацыянальны тэхнiчны унiверсiтэт, 2002
http://www.slavyanskaya-kultura.ru/news/prazdniki/velikden.html


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет