Пасха мёртвых (Навьи проводы, укр. Мертвецький Великдень, Навський Великдень, белор. Жильник, Нуськи великдзень, Навский четверг) — традиционный праздник восточных славян. Имеет древние дохристианские корни.
«Навський Великдень» (укр.), Жильник (белорус.), Чистый четверг — название дня.
«В Великий четверток порану солому палят и кличют мертвых».
— Стоглав, 1863, 41 гл., вопр. 26
На Киевщине, Подолье и Левобережье «чистый четверг» — Навский Великдень (навь, др.рус. — покойник, потусторонний мир). По старым поверьям Бог трижды в год выпускает души умерших «потустороннего мира»: первый раз в «чистый четверг», второй раз — когда цветёт жито (вероятно на Семик), и третий раз — на Спас. Сохранились мифологические рассказы о выходе мёртвых в Страстной четверг в севернорусских и русинских (у лемков) материалах[1][2].
На Украине и в Белоруссии считают, что на Навский Великдень покойники проводят своё богослужение и каются в грехах. В этот день они не боятся ни креста, ни молитвы, а как увидят живого человека, то стараются задушить. Для того, чтобы покойники не задушили, необходимо обливаться водой: «мертвецы боятся мокрого»[2] (также см. Поливальный понедельник). Вероятно «чистый четверг» — не что иное, как отголосок языческого Навиного дня. По одной из легенд бог-громовник Перун просыпался от зимней спячки только после того, как его намочит первый дождь и в первую же грозу поражал всякую нечисть.
На русско-белорусском пограничье, на востоке Белоруссии и на западно-русских территориях в Страстной четверг жгут большие общесельские костры[3].
В некоторых местах в этот день возжигали новый, молодой, «живой огонь» взамен старого, изжившего себя и потерявшего силу. Для этого обычно приносили домой с вечернего богослужения горящую свечу, от которой зажигали лампады и огонь в печи[4]. Иногда для добывания огня применялся весьма архаичный обряд — его вытирали женатые мужчины при помощи деревянных палки и плашки[5]. Огню, добытому в Великий четверг, приписывалась большая магическая сила. Та же магическая, целительная и защитная сила приписывалась и испечённому в этот день хлебу[6], и особо приготовленной соли[7]. Многие ритуалы Великого четверга были связаны с «магией первого дня» и нацелены на удачу в личной жизни, хорошие урожаи, благополучие скота, защиту дома и крестьянского двора от злых сил[8] и т. д.
Считалось, что на Пасху, как и в Страстной четверг, поднявшись на чердак со свечой, горящей ещё с заутрени, можно увидеть домового.
Первый четверг после Пасхи белорусы называли — «Навский четверг». В Белоруссии в некоторых местах, и особенно у католиков, бывает на кладбище поминовение умерших. На могилах кладут красные яйца, которые на другой день собирают нищие в свою пользу. «Нуськи великдзень — пьятого дня на великодном тыжни», «Навский великдень побуждають покойника» (полесье). В Полесье на Пасху «идуть на кладбище первого дня и в четверг. На кладбище порядок наводят, а дома уже ничего не делают. Идут сначала в церковь, а потом уже идут на кладбище. Хлеб, крашеные яйца, пасху, вино несут. Женщины повязывают передники, мужчины — рушники, и каждый — ленту».
Литература
1. Агапкина Т. А. Костер // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 3. — С. 620–6271. — ISBN 5-7133-1207-0.
2. Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002. — 816 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).
3. Агапкина Т. А. Пасха // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2004. — Т. 3. — С. 641-646. — ISBN 5-7133-1207-0.
4. Воропай О. Звичаї нашого народу. — К.: Оберіг, 1991.
5. В. И. Даль Пасха // Толковый словарь Даля, 1867. — М.: Олма-пресс, 2002. — Т. 2. — ISBN 5-224-03584-8.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%B0_%D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D1%8B%D1%85 Великий четверг, «Навський Великдень» (укр.) В Белоруссии считали, что страстная неделя была временем разгула нечистой силы. Всю неделю старательно готовились к празднику: мыли столы, скамейки, лавки. окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду.
На Украине «чистый четверг» – Навский Великдень (навь, др.рус. – покойник, потусторонний мир). По старым поверьям Бог трижды в год выпускает души умерших «потустороннего мира»: первый раз в «чистый» четверг, второй раз – когда цветёт жито (Русалин день ?), и третий раз – на Спас.
На Навский Великдень покойники проводят своё богослужение и каются в грехах. В этот день они не боятся ни креста, ни молитвы, а как увидят живого человека, то стараются задушть. Для того, чтобы покойники не задушили, необходимо обливаться водой: «мертвецы боятся мокрого». Вероятно «чистый» четверг – не что иное, как отголосок языческого Навиного дня.
В дохристианское время народы Европы отмечали языческий праздник зимнего поворота солнца. Праздник солнца они праздновали весной – в день весеннего равноденствия, поэтому обряды, соответствующие дню, наложились на праздник Пасхи. В этот день пекли свиней и поросят и ставили на стол с хреном в зубах (как и на Васильев день 1 января).
В некоторых местах девушки в Великий четверг кличут весну и, ежели открылась вода, входят в реку и одна за другою, взявшись за руки, припевают: «Весна, весна красна, приди весна с милостью, великою благостью».
Великий четверг считается великим днём обновления на предстоящий год всего крестьянского хозяйства. По утру все в доме встают до восхода солнца – «до петухов». Хозяйка в дымное окно «кличет скот» во двор, свойственной каждой породе кличкой до тех пор, пока какое-нибудь животное не подаст голос. Это принимается за признак того, что в наступающем году не падёт ни одно животное этой породы. Потом идёт она во двор и, прогнав вокруг столба коров, кормит и поит; далее вешает на передний угол дома голик или худой лапоть для защиты цыплят от коршуна и других хищных птиц летом. Затем топит печь и печёт хлеб, чтобы не выводился он из закромов в течение года.
Хозяин считает деньги, осматривает, передвигает, переставляет с места на место все хозяйственные орудия. Делает на реке новую прорубь, чистит рабочих лошадей, кормит и поит их. Если он охотник, то стреляет из ружья три раза в воздух (раньше выпускали в воздух три стрелы). Это делается для того, чтобы у него в течение года водились деньги и орудия сохранятся от поломки и потери; лошади будут крепки и охота будет удачна.
Малолетние парни и девки идут в лес за можжевельником, татарником и пихтой. Можжевельник жгут в печи и привязывают к столбу близ печки, вместе с татарником подтыкают под матицу входной двери, из пихты делают помело. Можжевельник и татарник защищают от колдунов, пихтовое помело защищает печь от разрушения. Девушки-невесты подстригают себе волосы и с небольшим пучком соломы или необтрёпанного льна ходят в баню, где, побыв немного, выходят на улицу, жгут солому или лён и прыгают через костёр. Первое делают для того, чтобы лучше росли волосы, а второе, чтобы приобрести любовь будущих своих мужей.
Прочие взрослые члены семьи посвящают утром несколько минут работам: мужчины плетут лапти, верёвки, тешут топором; женщины прядут и шьют. Всё это делается для того, чтобы в течение года у них была возможность и желание заниматься этими работами. Затем старшие в семье ходят из дома в дом по гостям бражничать, чтобы иметь брагу в течение года и жить в довольстве и весело. Женщины в это утро замешивают соль на квасной гуще и бросают в затопленную печь. Эту соль потом употребляют в пищу и дают скоту для здоровья.
В этот день, а иногда раньше, повсеместно устанавливаются качели, захожими скоморохами устанавливаются балаганы.
Источники:
«Поэтические воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н., Том 3 - М.: 1995; «Українські народні свята та звичаї», Сапіга В. К. – К.: Т-во «Знання України», 1993;
«Русский народ. Его обычаи, предания, суеверия и поэзия, собр. М.Забылиным» - М.: 1880. Репринт 1990;
Кабінет-музей беларускай культуры філалагічнага факультэта БДУ, Красавік –
http://museum.na.by/calandar; Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс - Мн.: 1992;
Преданья старины, Основные праздники –
http://nhkt.narod.ru/osnprazdn.htm; Народный месяцеслов, Рыженков Г. Д. - М.: «Современник», 1991; «Писанка: 300 образцов», Иваницкая З. - М.: «Мир», 2001;
Древне-Арiйскiе и древне-Семитскiе элементы въ обычаяхъ, обpядaxъ, вѣрованiяхъ и культахъ славянъ; Фаминцынъ А. - М. 1895;
«Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
Отмечаем Пасху по всем правилам // Газета «Магия и Жизнь» № 7 (2-15.04.2007.) –
http://www.stepanova-xxi.ru/gazeta; Історія української літератури, Грушевський М.: В 6 т. 9 кн. – Т. 1. /Упоряд. В.В.Яременко. – К.: Либідь, 1993;
Народны каляндар беларусаў, Реферат, Крупенько Ю.У. – Мн.: Белорускi нацыянальны тэхнiчны унiверсiтэт, 2002
http://www.slavyanskaya-kultura.ru/news/prazdniki/velikden.html