On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Правила: 1. Ник желателен на кириллице, с большой буквы. 2. Желательно использование в качестве ника своего славянского (если пока нет, то паспортного) имени. 3. Уважай собеседника. 4. У славян обращение на "ты" приветствуется.

АвторСообщение
moderator




Сообщение: 309
Зарегистрирован: 19.03.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.10 10:05. Заголовок: Родогощь


Праздник Родогощи, или, как его ещё иначе называют Таусень, – праздник осеннего равноденствия. Традиции празднования этого дня среди населения практически не сохранились. Родогощь наравне с Комоедицей, Колядой и Купалой, является одним из четырёх важнейших праздников в году. Он напрямую связан с урожаем, который являлся для наших предков очень важным, ведь от него зависела вся жизнь рода в течение года.
К этому дню весь урожай уже собран, а это знаменательное событие для славян. Осеннее солнце – Световит, уже перестаёт припекать, постепенно приближаются холода. Деревья постепенно скидывают свою уставшую от лета листву, животные готовятся к спячке, небо затягивается тучами. К празднику Родгощи всегда пекли удивительной величины – громадный медовый пирог символ урожая. В старину пирог был размером с человеческий рост. По традиции, жрец становился за пирогом и спрашивал: «Видите ли меня?». Если жреца за пирогом видно, то желали на будущий год большего урожая. Перед празднеством всегда был зачин, на котором, по традиции, гадали, ворожили, предсказывали будущее.
От праздника Таусень пошло выражение «Пир горой». Угощения на стол складывали в большую гору, которая, постепенно уменьшалась с приходом конца празднества. Пили вино, гадали на вине о предстоящем урожае. Частью праздника было обязательное игровое представление. Обыгрывали сказ о богатыре и подземном царстве, который напоминал о приближающейся зиме и об угасающем солнце. В преддверии ночи разжигали большой костёр и прыгали через него, очищаясь от злых духов. Среди жрецов обязательным было хождение по раскалённым углям, с приговорами: «Яже, Яже, потоптаже!». Заканчивался праздник игрищами, плясками и гуляниями до утра.

С этого времени начинают играть свадьбы. Заветный день Родогощь, которого ждут не дождутся в течении года все заневестившиеся девицы. "Батюшка-Родогощь, покрой Матушку Сыру Землю и меня молоду!" - причитают они, выходя по утру на крыльцо: "Иней землю покрывает: не меня ль молоду замуж снаряжает? Батюшка Родогощь, покрой землю снежком, а меня женишком!"
Перестают с Родогоща колобродить по лесам хозяева лесные – лешие. При расставании со своей полной волей ломают они не мало деревьев, вырывают с корнями кусты, разгоняют зверье по норам, а затем и сами проваливаются сквозь землю до самой весны. Так засыпает природа, уходит на отдых пахота. И все духи, что стерегут поляны, луга, березнички, ручьи, озерца, чащи, все они готовятся к долгому зимнему сну.

Треба: пироги медовые, колобки, оладьи, блины, пиво, венки, мед - всё нового урожая.

При себе иметь славянскую одежду, хорошее настроение, требу изготовленную своими руками, угощение для общего пира.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 10 [только новые]


moderator




Сообщение: 1037
Зарегистрирован: 03.06.08
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.10 14:56. Заголовок: Сказочка от Асова. К..


Сказочка от Асова. Красивая, но самодельная.

Осенние праздники: Овсень малый (Осенины, Таусень) празднуется на осеннее равноденствие (22/23 сентября). Леля-заревница — 7 октября. Сварожки — с 7-го по 15 ноября. Радогощ (Дедова ночь) — 7/8 ноября.


Вот и Осень-полузимница на дворе… Пришли по распутице, да по палой листве Овсень-Таусень малый, за ним в огнях овинных Леля-заревница с Финистом, а вскоре и Сварожки с Радогощем.

В эту пору Велес обращается Финистом-Соколом и отправляется к Белозерью. А оттуда, уже Волком Огненным, бежит он по тёмным лесам к озеру Светлоярову. И верхом на том Волке едет сама Леля-заревница.
И прибежав к озеру, они празднуют приход Овсеня и пьют ольвину медовую, на лепестках диких роз настоенную.
И веселье, бьющее через край, смешит Финиста и Лелю. А когда смеются они, будто звенят серебряные колокольчики, и сияние разливается по холмам, и светло становится как днём над озером Светлояровым.
И берендеи играют тогда на рожках, волынках, свирелях и пищалках, и отплясывают, и выкатывают бочки с ольвиною медовой и всех угощают... Овсень-Таусень пришёл и гостей привёл!
— Ой-ле! Велес-свят и Леля-заревница! — взываем мы. — Как вам напиточек? По вкусу ли пришлась ольвина медовая? Не была ль кисла? Теперьче, иныя брешут, ольвина уж не та… Прадеды наши, говорят, умели готовить толковей. А нонче секрет-то утерян…
Но Велес возражает:
— Коли бы пращуры оставили нам попробовать ту ольвину, то по прошествии лет и мы её непременно честили бы кислой… А ежели кислая та ольвина, что лучше всех была, то не значит ли это, что и эту следует тако же звать?
— А чтобы никто про это не сведал, — улыбается Леля-заревница, — с нею мы поступим точно так же!
— Как? Как именно? — вопрошаем мы.
И Велес-свят с Лелею отвечают:
— Мы её выпьем всю до последней капли!
И над озером Светлояровым снова разносится смех. А когда смеются Финист и Леля, мнится нам, что полыхают зарницы и набегают тучи…
Осень ненастная… Нет ещё наста! Но дождь всё льёт и льёт. Семь непогод на дворе! Осень поздняя и сеет, и веет, и крутит, и мутит, и ревёт, и сверху льёт, и снизу порошею метёт!
Это Зима-матушка близится… И идёт она с дочкою Снегурочкою. А рядом идёт и возлюбленный её Лель Сокольник, сын Лели-заревницы и Финиста-Сокола…
Гой ты, Леля, Лелюшка!
Ты для сердца милая!
Ласковая девица
со златыми крыльями…

Ты скажи-поведай нам,
как же без печали жить...
Коли нет любви,
можно ль не тужить?

Выходила Лелюшка
за Ирийские врата,
Выпускала Сокола
пёрышком из рукава…

И во полюшко ходила
да срывала первоцвет…
Только без любимого
мил ли Белый свет?..


Из книги: "МЕЧ СВАРОГА. Мифы славян, рассказанные для детей. М., 2010"


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 528
Зарегистрирован: 12.09.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.05.12 15:20. Заголовок: Мирослав пишет: Ко..


Мирослав пишет:

 цитата:

Кое-что дельное понадергал, кое-что сам написал. Почитайте повнимательнее, пожалуйста. Вот это всё мы завтра должны будем сделать)))

РОДОГОЩЬ
Ход обряда
• За ночь до праздника рядом с капищем накрывался стол для Духов: резался на кусочки хлеб, клались сыр, творог, выпечка, и другие продукты, полученные человеческим трудом (мясом Духов не потчевали). На следующий день, придя на Капище, смотрели – как Духи трапезничали. Остатки их трапезы раскидывались по окрестным кустам, затем накрывался стол для живых и умерших членов общины.
• Зачин
• Встреча гостей. Объяснение сути праздника
РОДОГОЩЬ - один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию. празднуется, когда Солнце «на гусиный шаг» переходит за точку Равноденствия.
Самый крупный осенний Праздник Урожая. Осенины - макушка осени, осеннее равноденствие. Богата, сытна осень. Созревают плоды, подрастают птенцы и народившиеся весной и летом лесные и полевые зверюшки. Осенью и у воробья пир. Поэтому осенины не только праздник урожая, но и праздник рожаниц - Лады и Лели, матери и дочери - богинь плодородия. Не случайно с этого момента начинается пора свадеб, которая длиться до самой Масленицы. На осенины готовят обереги - во избежание призора и болезней жгут старые вещи и изношеную обувь, а детей обливают на пороге водой. В старину поношенные лапти вешали под крышу дома или скотного двора, чтобы никто не изурочил и не сглазил. Чем больше лаптей, тем надёжнее защита. А в комнате развешивается репчатый лук плетяницами, чтобы воздух чистым был и никакая зараза не проникала. Овсень дорожки мостит Коляде из брёвнышек. ПО-видимому, название связано со сбором урожая, и прежде всего зерновых. Слово "овес" однокоренное словам "овсень" и "осень". Таусень (Таосень) и Свентовит - только вариации на эту же основу. День осеннего равноденствия всегда назывался Осенинами, да и по сей день он так называется. В Белорусии - Багач. С этого дня крестьяне начинали по утрам молотить хлеб (замолотки), зажигали Огонь в овинах (так называемые "Именины Овина"). Говорили: "На Заревницу хозяину - хлеба ворошок, а молотильщикам - каши горшок". Примечали: "С Заревницы - зори становятся багряными", а день быстро идёт на убыль - "убегает лошадиным скоком". Четвёртая макушка - осеннее равноденствие, праздник Лады, Осенины, Русская православная церковь отмечает в это время Воздвижение Честного креста Господня и Рождество Пресвятой Богородицы. По еврейскому календарю - начало нового года, а на Руси начинается медленное Засыпание природы.Одно из названий праздника - Радогощь. На этот праздник рады гостям. Ведь урожай собран, основные работы выполнены - не зазорно гостей принять да новыми плодами поподчевать. Осенины, или как их ещё называют Оспожинки, встречают не один день - чем урожайнее лето, тем богаче, и продолжительнее праздник. Его отмечают хождением в гости, широким хлебосольством. Непременно навещают родителей и поминают предков. Молодожёны просто обязаны погостить несколько дней у тестя с тёщей с родителями молодого мужа для скрепления мирных отношений между семьями.
О сию пору начинает «закрываться» Сварга, куда «уходят» из Яви Светлые Боги до будущей весны, оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави…
Сущность Таусеня - не просто смена времён года. Славянская космогония двоична. Белобог и Чернобог не просто антиподы, символизирующие Добро и Зло, они - две части единого целого, залог того, что коло-колесо мироздания будет вращаться и далее, сменяя года и века. Зима - время торжества увядания, смерти - силы Чернобоговой, которую он копил весь год. Но она же - необходимый пролог перед грядущем весенним обновлением, без которого невозможно дальнейшее существование самой жизни. Весной Белобог с воинством своим вновь возьмёт власть в свои руки и погонит прочь полчища Тьмы. Но и сейчас, уходя, он, как истинный боец, вовсе не собирается сдаваться без боя, дабы вселить надежду в сердца людские на возвращение своё, чтоб помогла она переждать им суровые времена.

------------------Пословицы про осень-------------------
Корми меня в весну, а в осень и сам сыт буду.
Осень говорит - гнило (назем), а весна - мило, лишь бы было!
Осень говорит - уклочу; весна говорить - как я захочу.
Осень говорит - я поля уряжу; весна говорить - я еще погляжу!
Осень прикажет, а весна свое скажет.
Цыплят по осени считают.
Осенней озими в закрома не кладут (не сыплют).
Осенью работник краснеет, а хозяин бледнеет.
Весна и осень на пегой кобыле ездят.
Осенью любого гостя потчуют молоком, не любого - медом.
В осень кочуй не переезжая реки, весной переезжай, не упуская часу.
Осень-то матка - кисель да блины: а весною-то, сиди, сиди, да гляди!
В осень, и у воробья пиво.
В осень и у вороны копна, не только у тетерева.
Не будь в осень тороват, будь к весне богат.
• Общинники взваливают на плечи бревна для моста Таусеню. Длинная вереница направляется ко мне, стоящему на полпути к обрядовому костру и Запису. “Вы зачем пришли, зачем пожаловали!” - окликаю первых. “Пришли дорожку в Таусень мостить”, - отвечают. “Ну, мостите!” - отвечаю люду. Сбрасывают наземь бревно, лаги выставляют зарубками к небу и кладут первую дощечку, по которой ступать в Таусень - из Лета в Осень. Задаю вобщем-то простейшие вопросы о Свентовите и Таусене, по сговору волхвы молчат - пусть сперва народ подумает.
Задаю загадки:
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
Шел долговяз, в сыру землю увяз.
• Бой Белобога, облаченного в белоснежные одежды и вооружившийся белым же мечом. На другой край узкого моста ступил боец, символизирующий Чернобога. Облачённый в чёрные одежды и вооружённый секирой с лезвием цвета беззвёздной ночи он настроен весьма решительно. В этот солнечный день боги явно не благоволят посланцам Тьмы - облачённый в чёрные одежды поединщик вновь сброшен с моста к радости собравшихся - знамения на грядущий год оказались самые добрые
• В знак этого на Капище сжигают соломенную птицу, «провожая» её вместе со Светлыми Богами и душами Предков в Ирий.
КРУТИСЯ КОЛО, КАТИСЯ ДОЛУ,
ВО НАВИ ОБНОВИСЯ, ВО ЯВЬ ВОЗРОДИСЯ.
ВОЗДЫМИСЯ ВЫШЕ, БОГИ НЫ СЛЫШЕ,
БОГИ НЫ ВИДЕ, БО ПРАВО ИДЕ.

ЧЕСТНЫЕ ЛЮДИ РОДОВОЙ СУТИ,
ОГОНЯ-ПЛАМЕНИ БЕЛОГО КАМЕНЯ,
СВАРОЖЬЕЙ КРЕПОСТИ, ЛАДИНОЙ ЛЕПОСТИ,
ПЕРУНОВОЙ СИЛУШКИ, ЯРИЛИНОЙ ЖИВУШКИ,
ЛЕЛИНОЙ ЮНОСТИ, ВЕЛЕСОВОЙ МУДРОСТИ,
МАКОШИНОЙ ПЛОДНОСТИ, ДА РОДОВОЙ РОДНОСТИ!
ГОЙ! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

КОЛО СВАРОЖЬЕ, СВЯТО ВСЕБОЖЬЕ,
КРУТИСЯ-ВЕРТИСЯ, ДА КОЛОВЕРТИСЯ,
КАК РОДОМ ПОРОЖДЕНО, ДА ВО ВСЕМИРЬЕ УТВЕРЖДЕНО,
КАК СВАРОГОМ СОКОВАНО, ДА ВСЕ-СВЕТУ ДАРОВАНО,
КАК МАКОШЬЮ ПОВЯЗАНО, ДА ПО ПРАВИ УКАЗАНО,
КАК ВЕЛЕСОМ ИЗВЕДАНО, ДА ПРЕДКАМИ ЗАПОВЕДАНО!
ГОЙ! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!
• Теперь гадаю всем по очереди. Кто-то задает вопросы про себя. Кто для общества гадает - вопрос вслух произносит.
• Продолжился праздник прыжками через высоко взметнувшееся пламя костра - дабы сгорели в очистительном пламени все беды и невзгоды.
• женщины становятся вкруг с овсяным караваем - встречать матушку Осенину. Старшая стоит с хлебом, а молодые поют вокруг неё песни.
Вейся, ты хмель, перевейся
На нашу сторонку.
Как на нашей на сторонке
Приволье большое!
А приволье-то большое,
Мужики богаты!
Что мужики-то богаты,
Каменны палаты
А что каменны палаты -
Двери золотые, маковки литые...
Каравай разламывают на всех присутствующих.
• Девушки, провожая лето, устраивают мушиные похороны. Разодетые в праздничные наряды, они выносят мух, тараканов и других насекомых в гробиках, сделанных из овощей. Во время выноса гробиков кто-нибудь гонит мух из комнаты, приговаривая ((Мухи вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Летите мух хоронить((. Во время похорон девушки напевают:
Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил.
Вошка парилася да ударилася
Ненароком - правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали, живот надорвали.
• Парни стоят поодаль и наблюдают. Как только похоронный обряд заканчивается, они вовлекают девушек в хоровод, весёлой песней отмечая поминки по мухам:
А я по лугу,
Я по лугу гуляла.
Я с комариком,
С комариком плясала.
Мне комар ножку,
Комар ножку отдавил.
Все суставчики,
Суставчики раздробил.
А я матери,
Я матери кричала:
Ты подай, мати,
Подай, мати, косаря.
Я казнить-рубить,
Казнить буду комара.
Покатилася,
Покатилась голова.
Что за новые,
За новые ворота.

• А затем приходит время игр. Играем в наши обычные, плюс давайте добавим следующие:
• Все высаживаются на травке в рядок, друг другу на колени, образуя этакую реповую "грядку", причём каждый, кто сидит сзади, бережно, но крепко держит впередисидящего - как земля держит репку. "Хозяин" приводит "купца", показывает ему товар, хвалит свою "репку" и требует хорошую плату, а "купец" выбирает да торгуется, да всё приговаривает:
Кругла, да не деньга.
Красна, да не девка.
С хвостом, да не мышь.
Затем, сговорившись, они вместе идут брать "(репку"(, да она не даётся: соседи спереди и сзади не пускают. "Купец" с "хозяином" стараются вытащить ("репку"(, но чтобы не попортить товар. Они её и пощикочат, и потрясут, а выдернутую (репку( отряхнут и рядом с грядкой положат. После этого дело ускоряется ( каждая вынутая ("репка( тоже становится "купцом". Игра продолжается, пока вся "репка" не будет убрана с "грядки".
• Из игр особо "слепая баба" всем понравилась. В ней моделируется отношение явьего и навьего миров. Думаю, в старину такая игра помогала у детей воспитывать здоровое умение не бояться смерти. Суть в том, если кто забыл, что одному из играющих завязывают глаза - а темный персонаж однозначно с Навью соотносится. Вот он и ловит остальных вокруг себя по звуку хлопков. А они, спасаясь, не должны бегать и прыжками уходить. Поймав живого, "темный" игрок в Явь возвращается, во Тьму пойманного отправляя.
• Дальше - ПИР
• Вначале жрец "прячется" за яствами, сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: "Зрите ли мя, детушки?" Если ответ будет: "Не зрим, батюшка!", то это означает богатый урожай, а если: "Зрим!", то худой, после чего жрец благословляет народ словами: "Так дай же вам Боги, чтобы на будущий Год не зрели!", и подаёт знак к началу праздничного "пира горой"...
• И за столом, и в поле всегда пользовался неизменным уважением дедовский напиток здоровья - ржаной квас. "Квасок попыривает в носок" - оценивали его качество. Чтобы приготовить квас, берут черствый ржаной хлеб и подрумянивают его в духовке. Сухари заливают кипятком на 3-4 часа. Настой процеживают, добавляют дрожжи, сахар, ароматные приправы и оставляют в тепле на 5-6 часов. Когда квас начинает пениться, его процеживают и разливают по бутылям.
• Для обряда прославления Рода и Рожаниц загодя пеклися большие «гадательные» медовые пироги, чтобы по куску каждому хватило. Перед тем как пирог запечь, в разные его части закладывались ***. Главное – жребий божеский не проглотить. ))



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 529
Зарегистрирован: 12.09.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.05.12 15:20. Заголовок: Мирослав пишет: РАД..


Мирослав пишет:

 цитата:
РАДОГОЩЬ

27 вересня (24.09), с наступлением осеннего равноденствия, славяне празднуют великий праздник – Радогощь. Солнце-муж Дажьбог становится мудрым Солнцем-стариком Световитом. Уже не так высок Световит (Дед-Всевед), не греют его лучи, но многое он повидал на белом свете, оттого и особый почёт «старику». Ещё немного и уйдёт он навсегда за тридевять земель, чтобы возродиться вновь.
Итак, собран урожай, осеннее Солнце-Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печётся огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец и спрашивает: “Видите ли вы меня?” Если собравшиеся отвечают утвердительно, то жрец произносит пожелание на следующий год собрать обильный урожай и испечь больший пирог.
После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и во-рожение над чашей со свещенным вином, начинается пир горой (еда на столе ставится горкой, которая к окончанию пира сильно уменьшается).
В этот день разыгрывается сказка о витязе и подземном царстве, которая должна напомнить об угасающем Солнце и наступающей зиме. Перед наступлением темноты разжигают небольшой Огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям.
Необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежание ожогов. Жрецы избавляются от ожогов, вводя себя в особое состояние равномерными ударами в кудесы. Праздник заканчивается игрищами.

Треба:медовый пирог, сурья, вино

Обряд, по обычаю, зачнётся в полдень




Радогощь (Радегаст, Родогощ, Radichost, Redigast (3-е ворот в храме) Riedegost (Riedegast) (9 ворот в храме) (балт.), Sambarios/Самбарис (?)(лит.), Радун, Γανυμηδης/Ганимед (греч.)) — Бог гостеприимства, торговли, урожая. Личина Световита.
Треба: пироги медовые, вино, колобки, оладьи, блины, пиво, венки, мёд.
Числа: 3, 9, 27.
27 врс;


Световит (Световид, Святовид, Святовит, Светозар, Свендовид, Svatovit, Zwetobochus, Suentebueck, Svantavit, Zwantevit) — Бог осеннего солнца, боя и побед, света, плодородия, урожая, зерна. Почитался на западе Словени. Сын Сварога.
Треба: медовый пирог, вино, блины, мёд.
Животные: белый конь, орёл.
Предметы: меч, знамёна, копья, боевые значки с орлом.
Цвет: красный, пурпурный.
15 чрв (День Памяти Арконы); 27 врс

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 530
Зарегистрирован: 12.09.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.05.12 15:21. Заголовок: Мирослав пишет: С н..


Мирослав пишет:

 цитата:

ВНИМАНИЕ!
Приносите с собой:
• мужи - походные принадлежности (например - топор/пила/лопатка (в чехлах) для организации общего костра, и др.).
• жёны – собственноручно испечённые хлебы на обрядовое освящение всем
• собственную обрядовую кружку, рог, чашу
• славянскую одежду
• особо приветствуются еда и напитки собственного приготовления. Приносите больше, чтобы можно было спрятать жреца. Жрец у нас немаленький )))
• также приветствуются хорошие вокальные данные и игра на традиционных музыкальных инструментах


Родогощь/Таусень/Осеннее Равноденствие
На празднике запрещено:
- приносить с собой и употреблять хмельные напитки, а также находиться на празднике в нетрезвом состоянии. Это не только некрасиво и подает дурной пример нашим детям, но и мешает самому человеку по-настоящему участвовать в празднике. Соответственно, ра
показать полностью..На празднике запрещено:
- приносить с собой и употреблять хмельные напитки, а также находиться на празднике в нетрезвом состоянии. Это не только некрасиво и подает дурной пример нашим детям, но и мешает самому человеку по-настоящему участвовать в празднике. Соответственно, разорвётся и всё коло нашего единения меж собой и с Богами и Предками;
- курить в пределах видимости этого проявления вашей слабости другими участниками праздника, а также ругаться и сквернословить;
- мусорить в лесу;
- проводить политическую агитацию;
- отказываться от игрищ!



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 1499
Зарегистрирован: 12.09.11
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.14 14:49. Заголовок: Мирослав пишет:  ци..



 цитата:

Мирослав пишет:
• За ночь до праздника рядом с капищем накрывался стол для Духов: резался на кусочки хлеб, клались сыр, творог, выпечка, и другие продукты, полученные человеческим трудом (мясом Духов не потчевали). На следующий день, придя на Капище, смотрели – как Духи трапезничали. Остатки их трапезы раскидывались по окрестным кустам, затем накрывался стол для живых и умерших членов общины.



Огнемир, сможешь организовать?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 1502
Зарегистрирован: 12.09.11
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.14 21:07. Заголовок: В традиционной культ..


В традиционной культуре русских также известен обряд похорон мух и тараканов; муха является участницей осенних обрядов календарного цикла. Особенно интересным выглядит обряд похорон и выгона мух. Данный обряд привлёк внимание исследователей ещё в XIX веке. Писателем и этнографом С.В. Максимовым был описан обычай похорон мух на севере России (в восточных районах Вологодской области). Этот обычай был назван "потешным". Этнографический материал, записанный Максимовым, выглядит так: "Похороны устраивают девушки, для чего вырезают из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажают горсть пойманных мух, закрывают их и с шутливой торжественностью (а иногда с плачами и причитаниями), выносят из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен гнать мух из избы "рукотерником" или полотенцем и приговаривать: "Муха по мухе, летите мух хоронить" или "Мухи, вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя себя съешь". Максимов отмечает, что детали обряда везде одни и те же, однако "кое-где вместо рукотерника советуют изгонять мух штанами, в полной уверенности, что это средство неизмеримо действеннее, т.к. муха, выгнанная штанами, навсегда теряет охоту возвращаться в избу снова". Максимов также пишет, что "обычай хоронить мух, тараканов и клопов практикуется не только на Семёнов день, но и на Змейник Осенний (Воздвиженье), и на Покров, и на некоторые другие праздники".

Смысл обряда заключался не только в уничтожении и выгоне насекомых из крестьянских изб, но и в том, что во время "мушиных похорон" девушки устраивали себе смотрины, стараясь показать свои достоинства перед собравшимися посмотреть на обряд зрителями, особенно парнями, которые высматривали невест. Ведь приближалась осенняя пора свадеб; недаром считалось, что с Семёна-дня до конца ноября - свадебные недели.

В 1880 году собиратель русского фольклора Забылин так описывает исследуемый обряд: "Летопроводец (Семёнов день) считается днём, с которого оканчивается существование мух, тараканов, клопов и других насекомых. По этому случаю в некоторых местах, так, например, в Серпухове и Туле, существовало обыкновение в этот день хоронить мух. Для сего девушки и молодые женщины делали из свеклы и редьки коробочки или гробики и хоронили мух, а в Туле в щепах хоронили тараканов и притворно плакали, разодетые как можно лучше, это служит хорошим случаем молодым людям высматривать невест и засылать сватов". Обряд сей зачастую сопровождался песнями, вот пример одной:
"Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил.
Вошка парилася
Да ударилася
Ненароком -
Правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали,
Живот надорвали".
(Тверская область)

А.Ф. Некрылова пишет о том, что уже в конце прошлого (XIX) столетия песни эти, в большинстве своём, стали восприниматься и исполняться как детские потешки, или как шутки-небылицы, а сам обряд превратился в забаву, весёлую игру.

http://kuyumba.livejournal.com/14928.html

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 1503
Зарегистрирован: 12.09.11
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.14 21:28. Заголовок: В народных представл..


В народных представлениях Воздвижение связано с созвучным ему словом "движение", с помощью которого многие крестьяне и объясняли значение праздника. На этом основаны приметы и поговорки, приуроченные к этому дню. Говорили об окончании уборки урожая: "На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится"; "Вздвиженье - хлеб с поля двинулся".

К Воздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени: "Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит" (смоленск.). Отмечалось приближение зимы: "Воздвиженье осень зиме навстречу двигает"; "На Воздвиженье зазимки - мужику не беда"; "На Воздвиженье зима с бела - гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу". К наступлению зимних холодов готовились заранее, поэтому говорили: "Воздвиженье кафтан с плес сдвинет, тулуп надвинет"; "Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу".

Замирание жизни зверей и птиц также не оставалось без внимания крестьянина: "На Воздвиженье птица в отлет двинулась"; "В Воздвиженьев день медведь залегает в берлогу". Особо отмечалось замирание змей, которые забираются в норы: "Около Воздвиженья змеи цепенеют, перед зимней спячкой"; "Змеи, сбившись клубками, под трухлявые пни попрятались, в спячку впадают". В народе считалось, что они и другие пресмыкающиеся животные уходят в неведомые теплые страны, которые называют "ирьем" или "вырием": "На Воздвиженье птицы начинают улетать, а гадюки ползут на зиму в вырай", поэтому в лес в этот день ходить опасно. По другим народным представлениям, змеи и ужи сползались ("сдвигались") в одно место, под землю, к своей матери, где и проводили зиму: "На Воздвиженье змеи сползаются в кучи, по оврагам, и прячутся в земле"; "На Воздвиженье ни змеи и никакой гад по земле не движется". Сигналом к их возвращению служил первый весенний гром, разрешающий им жить на воле. Опасаясь, что змеи, двигаясь к своей матери, заползут на двор, крестьяне запирали ворота и двери, чтобы змеи не спрятались под навозом или в соломе (орловск., тамбовск., владимирск.). Тем не менее, в народе верили, что начиная с Воздвижения змеи не кусаются, так как если змея ужалит кого-нибудь, то ей не уползти вместе с остальными змеями; в наказание она остается мерзнуть в холодные дни.

Воздвижение считалось опасным днем для похода в лес не только из-за змей, но и из-за леших, оборотней и другой нечисти. Лешие собирали подвластных зверей в одно место и устраивали им смотр перед наступающей зимой. При этом они могли причинить вред подвернувшемуся им человеку.

Кроме леших важен был этот день и для овинника - духа, живущего в овине и принимающего облик хозяина дома. В Воздвижение отмечались "овинные именины". Овин "отдыхал" - его не разрешалось топить; не работали и молотильщики. Если овин был уже "насажен", т.е. в него были уложены все снопы, то хозяин делал вид, что "рассаживает" овин, вынимая два верхних снопа (московск.). В этот день хозяйка расстилала на "садиле" - овинном окне - вышитое полотенце и оставляла на ночь угощение овину и "овинному хозяину". Праздничной трапезой ознаменовывалось Воздвижение и для молотильщиков.

В Воздвижение не начинали важных дел, так как существовало поверье, что все начатое в этот день будет неудачным и бесполезным.

К Воздвижению заканчивалась уборка овощей, льна, конопли; происходила обработка льна ("мяли куделю"). Начинали рубить капусту и заготавливать ее на зиму, поэтому Воздвижение называли капустным праздником: "На Воздвиженье - чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!"; "На Воздвиженье первая барыня - капуста"; "Смекай, баба, про капусту: Воздвиженье пришло!". Сопровождалась рубка капусты песнями и угощением по вечерам. "У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой"; "На Воздвиженье у доброго молодца - капуста у крыльца".

материал подготовлен
Баранова Ольга Геннадьевна
http://www.ethnomuseum.ru/prazdniki/vozdvizhenie

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 1504
Зарегистрирован: 12.09.11
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.14 21:28. Заголовок: Славянские традиции ..


Славянские традиции[править | править вики-текст]
«Подвинулся белый свет, уступил сумеркам»[3]. По мнению крестьян, на Воздвижение происходит битва между «честью» и «нечестью», поднимаются («воздвигаются») одни на другую две силы: правда и кривда, «свято» и «не свято». Но гонит тьму Божий Крест. И в закрома, и в сусеки, и корове в ясли кладут крестьяне кресты, вырезанные из дерева, а то и просто ветки рябины крест-накрест. В старину на дверной притолоке, на воротах амбарных выжигали крестьяне кресты. Чтобы охранить и свой дом, и скотину, и собранный урожай от бед[4].

Птицы улетают в тёплые края. Славяне верили, что они прилетают в верхний мир, где живут души умерших — в Ирий. «Первой улетает в обетованную страну и последнею возвращается оттуда — кукушка, которая поэтому и зовётся ключницей Вирая». Люди обращаются к улетающим птицам с просьбой принести весточку от живых к умершим.

Во многих краях России от Воздвижения до Благовещения не ходили в лес. Особенно строгим был запрет ходить в лес на Воздвижение, «когда змеи и гады уходят в землю» на зимний сон до первого весеннего грома[5]. В этот день в лесу медведь себе берлогу устраивает, а леший проводит смотр своему лесному царству, и нельзя им мешать. Лешие сгоняют в этот день в одно место всё подвластное им зверьё, делая ему смотр перед наступающей зимою. Леший наводит страх на людей самыми разным способами: путает: хохочет, кричит птицей, поет песни и проч. От его крика не бывает эха. Он даже иногда сводит людей с ума. Особенно начинает выть леший перед несчастьем, а больше перед покойником — утопленником или удавленником. Лешие могут принимать различные виды. Лешие могут обернуться человеком или птицей. Русский народ считал, что леший в своей «обычной» жизни выгляди как человек, но только поросший густой шерстью и с длиннющими волосами.

Лешие живут в каждом лесу и переходят с места на место, сбивая с пути прохожих и проезжих. Когда собьются с пути, некоторые, чтобы найти дорогу, снимают с себя всю одежду, перетрясут её с молитвой и вновь одевают. Кто перейдёт следы лешего и вообще нечистых духов, как человек, так и скот, тут же тяжело заболевает, а также заболевает и тот человек, и скот, которого опахнет нечистым духом от чёрта или лешего. У леших нет жен и детей, они крадут девушек себе в жены и детей до их крещения.

На Воздвиженье начало капустникам, капустницам, капустенским вечерам, кои длятся две недели. Молодёжь затевает вечеринку – капустник, начиная посиделки. В старину в этот день красны девушки, принарядившись в цветно-праздничное платьице, хаживали из дома в дом — рубить капусту. Капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с урожаем капусты, как с праздником. Капусту рубили с весёлыми песнями; гостьям подносилось сусло-пиво, ставились сладкие меда, «хлебальный пирог», подавались угощенья-заедки разные (смотря по достатку хозяев). Молодёжь-женихи высматривали себе в это время невест-«капустниц». Ввечеру, когда капуста была уже срублена, всюду шло веселье, нередко приводившее к свадьбам, игравшимся о Покров-дне. Капустницы на Руси продолжались две недели.

«Есть местности, где каждогодно совершаются на этот праздник крестные ходы вокруг сел-деревень, — что, по народному представлению, ограждает ото всякого лиха на круглый год». Ещё в конце XIX века по многим местам в России воздвигали обыденки-часовни (придорожные кресты обетные) да церковки малые в честь праздника, «в благодарность за избавление от зла-напасти, морового поветрия, лихого попущения»[4].

В Болгарии считали, что Летнее солнце появляется на Благовещение, а зимнее на Воздвиженье[6]. А в Полесье говорили, что утром на Воздвиженье, как и на Рождество можно увидеть «игру солнца»[7].

Легенда[править | править вики-текст]
А. Н. Афанасьевым приводится словацкий рассказ о Воздвиженье.

«Однажды — это было осенью, в то самое время, когда змеи уходят спать в землю — лежал в поле овчар и смотрел на ближнюю гору. Он увидел чудо: множество змей ползло со всех сторон к каменной горе; приближаясь к ней, каждая змея брала на язык травку, которая тут же росла, и прикасалась ею к твердой скале; скала открывалась, и змеи одна за другою исчезали в её вертепах. «Надо посмотреть, что это за трава и куда ползут змеи!» — подумал овчар; трава была ему неведомая. Как только он сорвал её и дотронулся до скалы – она тотчас же раскрылась перед ним. (Очевидно, здесь идет речь о чудесной разрыв-траве, т. е. о молнии, разверзающей облачные горы; овчар же — не кто иной, как сам Перун, пастырь небесных стад — облаков-барашков.) Он вошёл в отверстие и очутился в пещере, стены которой блистали серебром и золотом. Посреди пещеры стоял золотой стол, а на нём лежала огромная, старая змея. Вокруг стола лежали другие змеи. Все они спали так крепко, что ни одна не пошевелилась, когда вошёл овчар. Долго осматривал он пещеру; наконец, опомнившись, хотел отправиться назад, но это нелегко было сделать; скала в ту же минуту сомкнулась за ним, как только он вступил в её недра. Овчар не знал, как и где найти ему выход, и сказал сам себе: «если нельзя отсюда выйти, так стану я спать!» Лёг наземь и уснул. Сильный шум и шипение разбудили его; раскрывши глаза, он увидел множество змей, которые лизали золотой стол и спрашивали: «не пора ли?» Старая змея медленно подняла голову и отвечала: «пора!» Потом вытянулась от головы до хвоста, как гибкий прут, спустилась со стола на землю и направилась к выходу пещеры; все змеи поползли за нею. Старая змея прикоснулась к каменной стене — и скала немедленно отомкнулась; вышли змеи, вышел за ними и пастух, но каково было его удивление! Вместо осени уже была весна, природа одевалась в новую зелень, и жаворонки оглашали воздух сладкозвучными песнями»[8].

Поговорки и приметы[править | править вики-текст]
Воздвиженье осень навстречу зиме двигает. Воздвижение тепло сдвигает, а холод надвигает. Со Воздвиженья осень к зиме всё быстрее движется. «Узвижанье лето замыкает, ключ сизая галочка за море понесла» (белорус.). Вздвиженье лето замыкает, ключи галочка с собой за море уносит. Ключи от лета — у сизой галочки, и она, отлетая в тёплые края, замыкает его и забирает с собой ключи (белорус). Подвинулся белый свет, уступил сумеркам. В Здвиженье сивер, так лето тёпло будет. Воздвижение — кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет. Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу. В Вздвиженьев день медведь залегает в берлогу. Птица в отлёт двинулась, а медведь залегает в берлогу. Двинулись над Русью птиц вереницы. На Вздвиженье птица в отлёт двинулась. Высоко летят гуси в Воздвиженье — к высокому половодью, низко — к малому. На Воздвиженье в лес ходить нельзя, так как тогда ужи в вирий идут. На Воздвижение змеи сползаются в кучи, по оврагам, и прячутся в земле. В Здвиженью пору гадюки и ужи прячются в нору (белорус.). Около Воздвижения змеи цепенеют, перед зимней спячкой. На Воздвижение ни змей, ни гад по земле сырой не движется. В Воздвиженье следует захоронить муху, либо жука или таракана. На Воздвижение зазимки — мужику не беда. Не стоит начинать важных дел, так как это добром не кончится, а прахом пойдёт. В этот день лучше не отдавать ничего из дому.

С Воздвиженья начинали рубить капусту. Здвиженье-капустницы. Воздвижение – капустница, капусту рубить пора. Смекай, баба, про капусту — Воздвижение пришло... И плохая баба о Воздвижение — капустница. То и рубить капусту, что со Воздвижения. Во Воздвижение у доброго молодца — капуста у крыльца. У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой. На Воздвижение первая барыня — капуста. Смекай баба про капусту на Вздвиженьев день (рязан., тамбов., тул.). Капустинские вечеринки — на две недели.

Зима «со бела гнезда сымается, к русскому мужику в гости собирается, — сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу, хлебальных пирогов поем, пива поотведаю, свадьбы сыграю-отпраздную!».

https://ru.wikipedia.org/wiki/Воздвиженье#.D0.A1.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D1.8F.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D1.82.D1.80.D0.B0.D0.B4.D0.B8.D1.86.D0.B8.D0.B8

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 1505
Зарегистрирован: 12.09.11
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.14 21:33. Заголовок: Для описания обряда ..


Для описания обряда похорон и выгона мух мной выбран материал, зафиксированный в экспедициях ДЮЦ «Школа традиционной народной культуры» в четырех восточных и одном центральном районах Вологодской области: Бабушкинском, Нюксенском, Тотемском, Кичменгско-Городецком, Верховажском.

Бабушкинский район

Когда выжнут на дожинках, выгоняли мух: ходили по избе с березовым веником и приговаривали: «Кышьте мухи вон, я сама пришла домой, вы лето летовали, а нам зиму зимовать, вас не надо нам», потом отворяли двери (Юрк., Юркино). Зачин приговора мог быть таким: «Уж-те мухи вон, пришла хозяйка в дом, уж-те мухи вон, пришла хозяйка в дом, вам лето летоватъ, мне зиму зимовать». (Бер., Воскресенское). Слова произносили три раза.

Ветку березовую выламывали, открывали окна, кричали: «Пшите, мухи, вон, пришла хозяйка в дом, вам лето летоватъ, нам зиму зимовать», они и улетали в окошко (Вел., Великий Двор, ШТНК: 871-16). Березовые ветки из веника по всем углам бросали (Бер., Воскресенское).

По описанию, для выгона мух использовали ржаной веник (Бер., Васильево), полотенце (Бер., Васильево), тряпку (Бер., Васильево), женский фартук, платок (Юрк., Петухово).

Иногда дожинки совпадали с Семеновым днем:

Мух прогоняли в Семенов день, когда все выжнут. Веник березовый наломают и дома приговаривают:
Кыште, мухи, кшыте, блохи,
Кыште, малые ребята,
Нам зиму зимовать,
А вам лето летоватъ,
Уходите из дому.(Бер., Борисово)

Кшыте мухи, блохи, вон,
Тараканы пошли вон,
Пришла хозяйка в дом,
Вы лето летовали,
А нам зиму зимовать.(Бер., Горка)

Интересен факт обращения к «малым робенкам» в момент выгона:
Идет бабушка, несет такую кучу виц и нас выганивает:
Кышьте, мухи, тороканы,
Малые робенки.(Миньк., Комсомольский)

Мухи, вон, тороканы, вон,
Малые робенки вон –
Идет хозяйка в дом!(Миньк., Миньково)

Нюксенский район

14 сентября отмечали Семенов день. На Семена закапывали в землю мух: «Надо живую муху сохватать и в землю похоронить». Хоронила хозяйка: «Возьмешь лапоть, пойдешь муху хоронить этим лаптем и машешь эдак - отпеваешь» (Уфтюгский сельсовет, записано в июне 1995 г.)


Тотемский район

В Семенов день 14 сентября хоронили мух. Приносили последний овсяный сноп. Хозяин дома выгонял снопиком мух через окно. Снопиком машут и говорят: «Идите, мухи, вон, идет хозяин в дом!» Этот снопик потом ставили в красный угол. Он стоял до Покрова. В Покров этот снопик скармливают скотине, чтобы, та была весь год сыта. Муху хоронят в коробочку (спичечную), закапывают в земельку в угол дома (Никольский сельсовет, записано в июне 1999 г.).


Кичменгско-Городецкий район

Ловили мух и хоронили на улице: «Выроешь дирку да тут опустишь». Говорили такие слова: «Вот, муха, теперь не будешь летать» (Сар., Павлово).
Раньше хоронили мух: у сутного угла «попорхают земли» (выроют неглубокую ямку) и хоронят (Троф., Сармас).



Тарногский район

Старухи раньше передавали друг другу, что был такой день. В этот день мух хоронят (Верховск., Кузьминская).


Верховажский район

В Семенов день хоронили мух: «Живую муху надо похоронить» (Нижн., Другосимовская).



Таким образом, чаще всего обряд похорон мух совершался в Семенов день (14 сентября), а выгон - на дожинках; участниками обряда в основном были женщины; выгон мух чаще всего производился либо последним сжатым снопом (овсяным), либо березовым веником. Погребение насекомого иногда происходит напротив сутнего (красного) угла дома. В большинстве случаев момент похорон сопровождается приговором; тексты приговоров на выгон и на похороны оказались идентичны.


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Бер. – Березниковский с/с Бабушкинского района
Верховск. - Верховский с/с Тарногского района
Вепр. - Вепревский с/с Вологодского района
Кубен. – Кубенский с/с Вологодского района
Кулиб. - Кулибаровский с/с Бабушкинского района
Миньк. - Миньковский с/с Бабушкинского района
Нижн. - Нижнекулойский с/с Верховажского района
Сар. - Сараевский с/с Кичменгско-Городецкого района
Троф. - Трофимовский с/с Кичменгско-Городецкого района
Юрк. - Юркинский с/с Бабушкинского района
http://www.booksite.ru/fulltext/15voisk/izv/5.htm

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 1506
Зарегистрирован: 12.09.11
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.14 21:43. Заголовок: Похороны мух В день..


Похороны мух

В день Семёна Летопроводца во Владимирской губернии зарывали в землю живую блоху (Вязниковский уезд), в Тверской области хоронят тараканов, закапывая коробочку с ними в огороде (Андреапольский район, Ворошилово), в Калужской губернии между обедней и утреней хоронят в землю завернутых в тряпку тараканов, мух, блох, клопов и вшей (Мосальский уезд), разыгрывают похороны блохи с мухой, посаженных в огурец (Калужский уезд, Ахлебино), в Орловской губернии отволакивают в лапте на кладбище завернутых в тряпку таракана, муху или других домашних насекомых (Орловская губерния, Болховский уезд). Для тараканов иногда изготовляют «гробики» из корнеплодов (репы, свеклы, брюквы и т. п.). В Смоленской губернии их хоронят в ящичках (Поречский уезд), в Калужской губернии — в ореховой скорлупе, в Смоленской, Курской, Орловской и Тульской губерниях — в старом лапте[6]. В Черниговской области кладут мёртвого таракана в спичечный коробок и, привязав ниточку, отвозят на кладбище, там закапывают и ставят крестик (Городнянский район, Хоробичи)[7]. Закапывая насекомых в землю, по ним иногда причитают, например[8]:

Попрыгунья блошка,
Подогни ножки,
Перестань скакать,
Пора ложиться помирать
(Калужская губ.)

Например, в Калужском уезде в день Семёна Летопроводца пойманных муху и блоху связывали вместе и сажали в «гроб» — огурец, в котором сделана ямка. Кого-нибудь из девушек кладут на носилки, дают в руки этот огурец и накрывают её пеленой. Одна из деревенских баб изображала попа в «ризе» (рогожке), кричит «алилуйя» и кадит горшком со смолой. Другие плачут, стучат в косы, изображая колокольный звон. «Мертвецов» провожают на кладбище всей деревней. Там бросают огурец с мухой и блохой и с пением возвращаются домой (Ахлебино)[9]. В Кадниковском уезде Вологодской губернии на Воздвижение (14/27.IX) несколько живых мух клали внутрь репы и закапывали в землю неподалеку от дома. При вынесении репы с мухами одновременно в отворенную дверь выгоняли полотенцем мух из избы (Двиницкая волость)[10]. Похороны насекомых иногда сопровождались их оплакиванием, например[11]:

Дитятко мое мушка
Подогни ножки,
Мушка ты жужилка,
Перестань жужжать,
Пара тебе умирать.
Ты с белым светом расставалася,
Нашего тела накусалася
(Калужская губ.)

В Туле и Серпухове девушки хоронили мух и тараканов. Серпуховские девушки хоронили мух в морковных и свекловичных гробах. В это время выходили женихи смотреть невест. Тульские девушки хоронили мух в садах в репных гробах, а тараканов в щепках. Это поверье основано на том, что будто от такого погребения погибают мухи и тараканы. Матушки, приглашая красных девушек, родных и соседних, позабавиться со своими детками, приказывали чрез своих зватых объявить гостям: у нас, де, пироги напечены и мёд наварен.[стиль!] В старину богатые посадские люди ставили у ворот ушаты с брагой и пивом. Хороводники подходили к воротам, где хозяева угощали их[12].

В Семилукском районе Воронежской области дети закапывая мух, блох и причитали: «Ни будуть лягать, ни будуть на нас глядеть, ни будуть на зимле сидеть, ни будуть нас тревожить»[13].

С распространённым у славян представлением о душе в облике летающего насекомого тесно связан сказочный мотив о том, как комар и муха относят душу умершего на тот свет: комар-пискун и муха-говоруха прилетели к работнику, погибшему во время валки деревьев, и забрали его на небо. По поверью, комары перед осенью уносятся ветрами на тёплые моря и весною опять приносятся на Русь.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Похороны_мух

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет