On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Правила: 1. Ник желателен на кириллице, с большой буквы. 2. Желательно использование в качестве ника своего славянского (если пока нет, то паспортного) имени. 3. Уважай собеседника. 4. У славян обращение на "ты" приветствуется.

АвторСообщение
moderator




Сообщение: 230
Зарегистрирован: 03.06.08
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.01.09 09:50. Заголовок: Велесов День


Итак, 15 февраля, отмечаем середину Зимы - Велесов День.

12 лютня (11.02). Середина зимы. Вся природа в ледяном сне. И только одинокий Велес Корович, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину “коровью смерть”, но одолеть не может. Поселяне в этот день кропят скотину водой, приговаривая:
Велес, скотий бог!
Дай счастья на гладких телушек,
На толстых бычков:
Чтоб со двора шли-играли,
А с поля шли-скакали.
Молодицы в этот день пьют крепкий мёд, чтобы “коровы были ласковы”, а затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы “волы были послушные”. Зачин заканчивается молением к Велесу:
Молихом Велеса, отце наше, да потягне в неби комонощь суражув, а да вниде на ны сури вещати золоти колове въртеще. То бо суньце наше, иже святиайна домове наша и предо нь лик бледесь, лик огнищ домацен.
В этот день в требу приносили коровье масло. После зачина женщины совершают обряд опахивания для отгона “коровьей смерти”. Для этого выбирается повещалка, которая повещает по всем домам: “Пора унять лихость коровью”. Женщины омывают руки водой и утирают их рушником, который носит повещалка. Затем повещалка приказывает мужскому полу “не выходить из избы ради беды великия”. Повещалка с воплем: “Ай! Ай!” бьёт в сковородку и выходит из села. За ней идут женщины с ухватами, помелами, серпами и дубинами. Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносит с неистовством клятву на “коровью смерть“:
От океана-моря глубокого, от лукоморья ли зелёного
Выходили двенадесять дев, шли путём дорогою немалою
По крутым горам высоким, ко трём старцам старым.
Молились, печаловались, просили в упрос двенадесять дев:
“Ой, вы, старцы старые!
Ставьте столы белодубовые, стелите скатерти браные,
Точите ножи булатные, зажигайте котлы кипучие,
Колите, рубите намертво всяк живот поднебесной”.
И клали велик обет двенадесять дев:
Про живот, про смерть, про весь род человечь.
Во ту пору старцы старые ставят столы белодубовые,
Стелят скатерти браные, колят, рубят намертво
Всяк живот поднебесной.
На крутой горе высокой кипят котлы кипучие,
Во тех котлах кипучих горит огнём негасимым
Всяк живот поднебесной.
Вокруг котлов кипучих стоят старцы старые,
Поют старцы старые про живот, про смерть, про весь род человечь.
Кладут старцы старые на живот обет велик,
Сулят старцы старые всему миру животы долгие,
Как на ту ли злую смерть кладут старцы старые
Проклятьице великое, сулят старцы старые
Вековечну жизнь на весь род человечь.
Повещалке надевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем с зажжёнными лучинами трижды опахивают селение (капище) “межеводной“ бороздой. Женщины следуют за повещалкой на помелах в одних рубашках с распущенными волосами. Во время шествия они поют песню:
Смерть, ты Коровья Смерть!
Выходи из нашего села, из закутья, из двора.
В нашем селе ходит Велес святой
Со копьём, со свечой, со горячей золой.
Мы тебя огнём сожжем, кочергою загребём,
Помелом заметём и попелом забьём!
Не ходи в наше село: чур, наших коровушек!
Чур, наших бурёнушек, рыжих, лысых, белосисых,
Беловымьих, криворогих, однорогих.
Горе тому, кто во время шествия попадется навстречу, будь то животное или человек: его бьют палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается “коровья смерть”. Когда-то в старину, попавшихся навстречу убивали насмерть. Иных женщин, заподозренных в злом умысле, завязывали в мешок с кошкой и петухом, а затем зарывали в землю или топили.
По окончании шествия — обрядовый бой Велеса и Марены. Под подбадривающий крик собравшихся: “Велес, сшиби рог с зимы!”, ряженый, одетый Велесом (турья личина, шкура, копьё) сшибает “рог с Марены”. Затем начинается пир (запрещено употреблять говядину) и игрища.
После праздника начинаются Велесовы Святки; шесть дней, в течение которых с теми, кто почтил Велеса, случаются удивительные вещи.

Слава Предкам! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 5 [только новые]


постоянный участник




Сообщение: 39
Зарегистрирован: 11.08.08
Откуда: Россия, Орёл
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.01.09 19:32. Заголовок: Улыбнуло)


Заинтересовалась обрядом "Повещания" и "Изгнания Коровьей Смерти". Нашла очень презабавную статью. Надеюсь, вы зацените всю фантазию автора (выкладываю с сокращениями):
"Раз в году деревенские бабы на Руси напивались до одури, били мужей, раздевались догола и выходили на улицы убивать все, что шевелится, пусть это и заплутавший путник. Такой вот обычай.
24 февраля - в полнолуние лютого зимнего месяца чествуется День Велеса - покровителя и защитника домашних животных. Наши предки в этот день устраивали решающую битву с Коровьей Смертью. Всю зиму злобная сущность шлялась по деревням и морила скотину. Бороться с ней можно было, только призвав на помощь высшие силы.
Битвы было две. Первая - самая страшная - бабья... Если бы традиция не умерла, 18 февраля нам бы с вами пришлось собирать по улицам трупы... Убивая, бабы забирали силу у Коровьей Смерти, чтобы наделить могуществом Велеса Коровича.
Студено. Вся природа в ледяном сне, и никто не высунет носа на улицу. Избы - как неприступные крепости. Хлевы заперты на запоры. Собаки привязаны. Не брешут... Только слышно, как в сараях мычит голодная скотина. Лихое время... К этому дню в неурожайные годы обычно кончались корма - самое "урожайное" для Коровьей Смерти время...
Тягостным для мужиков было это затишье. Уже с утра, бедные, прятались они по печкам и запирались в чуланах. Бабы же с утра накачивались крепким медом - тягучим и хмельным - чтобы кровь в жилах взыграла... И вот уже баба стаскивает за портки мужика с печки, валяет его по полу и охаживает по спине чем ни попадя - ухватом ли, кочергой или просто веником. Не защищаются мужики - обычаем не положено.
- Ай! Ай!!! - доносится с улицы вопль.
Громко ухает какая-то железяка. Это повещалка созывает общий сбор. Страшен вид ее: босая, косы распущены, из одежки одна только рубашка исподняя - сама как смерть.
- Ай-й-я-я-а-а!!! - повещалка мотает головой, развеваются на студеном ветру совершенно ведьминские космы.
- А-а-а-у-у-у!!!! - в диком экстазе повещалка срывается на вой, рвет на себе рубаху и остается в чем мать родила.
И стучат в ответ двери, хлопают калитки, скрипит снег под босыми ногами - со всех сторон сбегаются к ней возбужденные и разгоряченные дракой деревенские бабы, такие же простоволосые и раздетые.
Каждая тащит с собой дубину, серп или ухват... Кнутами щелкают, мужнины ружья перезаряжают... Бьют кочергами в сковородки, пустые кастрюли и заслонки... Кто-то несет помело, точнее, едет на нем верхом...
В дрожащем свете факелов-лучин повещалка назначает "лошадку", то есть выбирает молодицу, которая должна раздеться догола и, впрягшись в соху, опахать борозду вокруг всей деревни - считалось, что Коровья Смерть через такую преграду не перешагнет. (В Калужской губернии "лошадкой" могла быть только "девица безукоризненной жизни", в других местах соху часто тянула беременная.)
Выходили бабы за деревню и, навалясь всей компанией, опахивали деревню магической бороздой. Управлялись только с рассветом... Возвращались. Копали глубокую яму, сваливали в нее навоз, укладывая сверху самые сухие "лепешки". Потом дерьмо поджигали и проводили сквозь "очищающий" огонь всю деревенскую скотину. Буренки трубили, кони бесились, а овечки кричали, как маленькие дети... жались друг к другу... А голые и чумазые бабы из последних сил раздавали крепкие тумаки, направляя глупую животину куда надо.
Несколько дней оправлялась потом деревня от последствий жутковатого шабаша. Мужики прикладывали холод к шишкам, а сами бабы отпаривались в жарких банях и растирали мазями помороженные руки-ноги.
Снова оживала округа в день Велеса Коровича - покровителя и защитника домашних животных.
Он приходил, чтобы "сшибить рог с зимы" и забрать у Коровьей Смерти последнюю силу. Самый сильный парень в деревне наряжался в звериные шкуры и, взяв в руки дубину, "убивал" чучело, символизирующее и Коровью Смерть и зиму одновременно.
В Велесов День почти всегда стоял нестерпимый колотун, но это были самые последние зимние холода, за которыми уже и весна с капелью. Обстоятельство это, сами понимаете, улучшало настроение празднующих многократно - настолько, что они всю ночь напролет прыгали от радости через костер.
А что же Коровья Смерть? Она уползала на болото. Потом, правда, снова выползала - когда скотину после столь экстремальной зимовки выгоняли на пастбище обогреть тощие бока. Зорко следили пастухи, чтобы на первом весеннем солнышке не прилепилось к стаду "ничейное" животное. Если таковое обнаруживалось - значит, то был сам оборотень. Без долгих разговоров его взваливали на поленницу и "сожигали".
Супостатом нечистой силы часто объявлялись и "свои" животные - те, что первыми заболевали и разносили потом заразу. В Саратовской губернии такую хворобу хоронили непременно еще живой и стоя. В глубокой яме, вырытой у главных ворот. (Стоя - чтобы "стояло", то есть чтобы скот водился. А у ворот - чтобы Коровья Смерть увидела: весь скот уже пал, и делать ей здесь нечего.) Невинно павших хоронили не иначе, как накрепко привязав к их хвостам живую кошку. На перекрестках улиц при этом вбивали осиновые колья и посыпали все вокруг пеплом сожженной живьем собаки...
И вы вполне можете воспользоваться волшебной силой Велеса. Ешьте кашу и мед - его это задобрит, и ближайшей же ночью Велес покажет вам свою волшебную силу.
Женщинам, которые хотят родить: Велесова ночь - самое благоприятное время для зачатия сильных телом и духом детей. И женщинам, которые хотят родить, грех этим не воспользоваться. Застелите супружескую постель какой-нибудь шкурой, причешите мужа деревянным гребешком (это наделит его силой и мудростью самого Велеса и на целый год сохранит от болезней) и... приступайте!
Незамужним девушкам:
Пользуясь случаем, можно погадать на суженого. Если вам удастся достать где-нибудь хоть одну волосинку из бычьего хвоста (на крайний случай сойдет и конский волос) - пропустите ее сквозь зубцы своей расчески и, ложась спасть, спрячьте под подушку. Утром увидите, что волос стал человеческим и закрутился в форме какой-либо буквы. По цвету волоса можно узнать, блондин, брюнет или рыжий муж вам достанется, а "буква" будет именно та, с которой будет начинаться его имя.
Всем остальным:
Сны, дарованные Велесом, - вещие и провидческие... Закажите Велесу, чтобы он вам "приснил" ответ на волнующий вас вопрос или показал то, о чем вам хочется узнать больше всего. Только хорошенько подумайте... Сила Велеса в его законный день не просто велика, а очень велика. Что приснится - сбудется неотвратимо.
Светлана ЛАЗУРНАЯ"

По классу осанки
Я кончила Смольный.
Надомный, подпольный,
далёкий от смертных с Лубянки.
Какие-то, верно, мамзели
меня обучали
Искусству сходить с карусели
без тени печали...
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 909
Зарегистрирован: 12.09.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.12 20:33. Заголовок: Настенька пишет: К..


Настенька пишет:

 цитата:

К слову же, насчет Васильева Дня. Весьма интересный праздник.

цитата:
14 января - Васильев день.

Васильев день - старый Новый год.
Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков. Этот праздник называли Василием Щедрым, потому что накрывали обильные праздничные столы, радушно угощали всех заходящих в гости.
Народные традиции:
На Васильев день совершались особые обряды, основные из них: варение каши, засевание зерен и обряд хождения по домам.

Обряды на Васильев День.
В разных областях обряды совершались по-разному. Обряды эти никуда не исчезли, сейчас частенько занимаются даже горожане.

Варение каши

Совершается оно до света. Старшая в доме из женщин ровно в два часа приносит из амбара крупы. Старший из мужчин приносит воду из реки или колодца. Крупа и вода стоят на столе до тех пор, пока не истопится печь, и до них никто не касается, так как это считается дурным признаком.
Когда приходит время затирать кашу, вся семья садится за стол, а старшая женщина, размешивая кашу, причитывает: "Сеяли, растили гречу все лето; уродилась каша греча и крупна и румяна; звали-позывали нашу гречу во Царьград побывать, на княжеский пир пировать; поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, с золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать; приехала наша греча к нам гостевать."
После этого все вставали из-за стола, а хозяйка с поклоном ставила кашу в печь. Когда каша поспевала, вынимая ее из печи хозяйка приговаривала: "Милости просим к нам во двор со своим добром". Сразу осматривали - полон ли горшок. Если каша вылезет из него - это предвещает беду всему дому. От треснувшего горшка хорошего ждать тоже не приходилось. После снятия пенки смотрели и на кашу - коли она красная, полная, будет счастье, и урожай, и талантливая дочь. Если же каша мелкая да белая - быть беде. Хорошую кашу съедали на завтрак, плохую же вываливали в реку.

Засевание зерен

В Тульской области совершают обряд без песен, только с приговорками. Дети, рассыпая зерна ярового хлеба, говорят: "Уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный". Старшая женщина в доме собирает зерна с пола и хранит до посева.
В Малоруссии обряд засевания совершается с приговорками и песнями. Там дети поселян перед обеднею ходили по домам сеять из рукава или из мешка разные семена, и в это время пели особенную засевальную песню: "Ходит Илья на Василья, носит пугу житяную. Де замахне - жито росте, житу пшеницю всяку пашницю. У поле ядро, а в доме добро". Другие при засевании говорят: "На счастье, на здоровье, на новое лето, роди, Боже, жито, пшеницю и всякую пашницю" или: "уж дай ему Бог, зароди ему Бог, чтобы рожь родилась, сама в гумно свалилась, из колоса осьмина, из полузерна пирог - с топорище долины, с рукавицу ширины!"
Посыпальщику дают что-либо в подарок, а разбросанные им зёрна тщательно собирают, хранят до весны и при посеве яровых смешивают с прочими семенами. Когда посыпальные зерна будут собраны, - по роду и количеству их заключают о том, какие именно хлеба дадут на будущее лето больший или меньший урожай. Иногда кормят этими зернами кур, и по их клеву гадают о будущем плодородии нив.

Хождения по домам

Для Васильева вечера варят свиные ноги, пекут пироги. Ходят по домам разодетыми толпами, приговаривая: "Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка", "Кишку да ножки в верхнее окошко".
Хождение по домам создавало праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными. После шумного, веселого обхода домов молодёжь собиралась в посиделочной избе и устраивала общую пирушку.




http://www.moiprazdnik.ru/prazdniki/all/323/

цитата:
В русской деревне святой Василий почитался прежде всего потому, что день его памяти приходился на период двухнедельных языческих празднеств в честь непобедимого солнца, знаменовавших новый солнечный год народного календаря. Официально празднование Нового года 1 января было установлено в 1699 г. Указом Петра Первого (см. Семёнов день). Васильев день, после Рождества, которое открывало святки, и Крещения, их закрывавшего, рассматривался как третий главный праздник святочного периода. В старинной колядке пелось о том, как в святки идут три братца: Первый-то братец — Рождество Христово. Второй-то братец — Крещенье Господне. Третий-то братец - Василий Кесарийский. Празднование Васильева дня имело много общих черт с празднованием Рождества и Крещения.





цитата:


Васильев день, празднование памяти св. Василия Великого, Кесарийского (1/14 января). В этот день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и пожеланиями благополучия. При этом совершался древний обряд, известный под разными именами: авсенъ, овсень, усень и др. Сущность его состояла в том, что дети крестьян, собравшись вместе пред обедней, ходили по домам сеять из рукава, а другие из мешка зерна овса, гречихи, ржи и других хлебов и при этом распевали засевальную песню. Другие при засевании зерен приговаривали: “На счастье, на здоровье, на новое лето роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашныцю”, или: “Уроды, Боже, всякаго жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный”. В основе этого обряда был древний языческий ритуал празднования божества Авсеня. В связи с упомянутым земледельческим посевальным обрядом был еще обычай на Васильев день, как на сельскоземледельческий праздник, приготовлять кашу, с особыми обрядами, с гаданием на каше о счастии и благополучии наступающего года. В некоторых местах было обыкновение на Васильев день ходить по домам и собирать пироги, свиные ноги и вообще съестные святочные вещи. Крестьяне, совершавшие этот обход, приговаривали под окнами домов: “Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка”, или же: “Кишку да ножки в верхнее окошко”. Свиное мясо составляло главное угощение во время Васильева вечера и Рождественских Святок. У людей зажиточных целую неделю от Рождества Христова до Нового года стояла на столе свиная голова. Св. Василий Великий считался покровителем свиней. Пастухи глубоко почитали св. Василия и боялись прогневить его. В Орловской губ. на Новый год приготовляли жареного поросенка и называли его касарецким, от названия св. Василия Великого Кесарийским. Васильев день в быту русского народа считался еще сроком в хозяйственном времяисчислении, а потому и говорили: “а то было о Васильеве дне”, или: “случилось на Васильев день”; “он нанялся от Васильева дня до Евдокии” и т. п.




http://www.tabakoff.ru/prazdnik_podrobno.php?id=7




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 946
Зарегистрирован: 12.09.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.13 20:18. Заголовок: Календарные обряды и..


Календарные обряды и обрядовая иония Воронежской области. Афанасьевский сборник Материалы и исследования. - Вып. III. - / Сост. Пухова ТФ., Христова Г.П. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005.

ВЛАСИЙ - КОРОВИЙ ДЕНЬ
Аннинский район
24 февраля - Коровий день. Пекли копытца, из теста скатывали, а потом резали мелко-мелко. Это копытца назывались. Хошь из сдобного, хошь из пресного, у кого что есть из того и пекли. Эти копытца сами ели и скотине давали, чтобы не хромали коровы.
с. Бабинка (Токарева КМ. 1924 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 965
Зарегистрирован: 12.09.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.02.13 21:08. Заголовок: 11. Власьевские моро..


11. Власьевские морозы.— Волось.— Опахивание.

Власьевские морозы въ Костромской губернии считаются последними. Напротивъ того, въ Тульской губернии эти же самые морозы называются въ числе семи крутыхъ утренниковъ. Отъ этого самаго тамъ говорятъ: «Власьевше утренники подошли, держи ухо востро!» Счетъ утренникамъ наблюдаютъ тамъ: «три до Власия, да три после Власия, а седьмой на день Власия». Во многихъ местахъ о последнихъ власьевскихъ морозахъ сохранилась народная пого¬ворка: «Власий, сшиби рогъ съ зимы».
Набожные наши поселяне въ этотъ день служатъ мо¬лебны св. мученику Власию и молятъ его о покровительстве и защите домашняго скота, особливо коровъ. Во имя его прихожане устраивали въ старину приделы и часовни. Пра¬солы, торгующие скотомъ, въ Зарайске и другихъ городахъ, предъ началомъ своего торга, служатъ молебны св. Власию. Въ Вельскомъ уезде Вологодской губернии, въ Ракульскомъ погосте находится древняя церковь, выстроенная въ лесу, во имя св. Власия. Сюда съезжаются поселяне для молитвы св. угоднику. Поселянки приносятъ въ храмъ коровье масло и кладутъ его предъ образомъ святого угодника. Это масло называется въ Вельскомъ, Череповецкомъ и Белозерскомъ уЬздахъ: воложнымъ.
Въ языческой жизни нашихъ отцовъ было поклонение Волосу, или Велесу, истукану скотия бога, находившемуся въ числе киевскихъ божествъ. Имя его известно намъ еще по договорамъ русскихъ съ Царьградомъ. Такъ въ дого¬воре Святослава съ греками сказано: «да имеемъ клятву отъ бога, въ его же веруемъ, въ Перуна и Волоса, скотья бога». По стародавнему закону нашихъ отцовъ видимъ, что вероваше въ Волоса, распространенное отъ Киева до Нов¬города и Ростова, позднее всехъ прекратилось. Св. Авраамй Роетовский сокрушилъ идола Велеса въ Ростове уже въ ХП столетии. Между темъ какъ въ Киеве онъ прекращенъ былъ великимъ Владимиромъ: «Волоса, его же име-новаху скотья бога, повеле въ Почайну реку врещи» (Макарьевская великая Минея рукописная).
Наши стародавше поэты, по словамъ певца Игорева слова, считались Велесовыми внуками. Имя Велеса сохранялось долго въ народныхъ памятникахъ. Въ Новгороде была Волосова улица. Въ Переяславде-Залескомъ, при царе Василии Иоанновиче Шуйскомъ, находился Волосовъ камень.
Въ южной России, по разсказамъ отца Сабинина, передъ жнитвою старухи за¬вивали бороду Волосу (Журн. жан. народ.просв. 1837, №11). Собравъ горсть колосьевъ, не вырывая жито изъ корня, они завивали ихъ между собою и, завязывали въ узелъ. Борода Волосова жницами оставлялась неприкосно¬венною.
Вероваше въ Волоса существовало и между дру¬гими славянскими племенами. Имя его известно у иллирийскихъ славянъ. Въ Богемии есть гора Велесъ; на Вардаре есть урочище Велесъ; въ Кроации находятся места: Велешевецъ, Велешковецъ, Велетня. На латинскомъ языке Велесъ означаетъ тени усопшихъ, приходящихъ къ живымъ. И у насъ на Руси, есть созвучныя сему слову места: Волотя, деревня близъ Тулы, Волотово поле подъ Новгородомъ, Вольсница река.
Много существуетъ мнений о происхождении Волоса; но ни одно изъ нихъ не выражаетъ настоящаго значения. Одни отыскиваютъ его въ скандинав¬ской мифологии, въ словахъ Vali-ass, Val-ass, и полагаютъ, что этотъ Вал-ассъ, покровительствовавший земледелию и скотоводству, есть славянский Волосъ. Другие отыскиваютъ его въ языческомъ празднике мордвы: Велъ-Оскъ, пред¬полагая, что нынешняя мордва, какъ потомки ростовской мери, переселившейся за Оку, могла сохранить предание о Волосе. Оба эти мнения можно только считать удачными предположениями ученыхъ людей, и никакъ не более. Третьи производили Волоса отъ ассирйскаго Ваала, и приписы¬вали ему значение: бога земныхъ тварей. Само собою разумеется, что это мнете навсегда будетъ безполезнымъ для славянской мифологии. Страннее всего, что никто до сихъ поръ не хотелъ отличать киевскаго Волоса отъ ростовскаго. Въ Киеве жили славяне и могли веровать Во¬лосу по-своему. Около Ростова жили мери, и могли веро¬вать также по-своему.

Народный обрядъ опахивания принадлежит къ остаткамъ древняго языческаго веровашя нашихъ отцовъ. Посе¬ляне отправляютъ его для прекращение коровьей смерти. Пораженные ужасными бедствиями, они, после мирского совещашя, решаются опахивать землю. Мужья, изъявивъ свое согласие, предоставляютъ этотъ обрядъ своимъ женамъ. Повещалка, женщина старая, опытная въ подобныхъ проделкахъ, съ ранняго утра повещаетъ по всемъ домамъ: пора де унять лихость коровью. Входя въ избу, она сзываетъ къ себе женщинъ и открываетъ имъ на совете задуманное предприятие.
Согласие всегда бываетъ готово, а уверенность въ обряде опахивания придаетъ осо¬бенную решимость. Въ знакъ согласия, женщины обмываютъ руки водой и утираютъ ихъ ручникомъ, который носитъ съ собой повещалка. После сего обряда, она строго прика¬зываете всему мужескому полу, отъ мала до велика: «не выходить изъ избы ради беды великия». Ровно въ пол¬ночь повещалка, въ одной рубахе, выходитъ къ околице и съ дикимъ воплемъ: «ай! ай!» бьетъ въ сковороду. На этотъ вызовъ выходятъ все женщины съ ухватами, кочер¬гами, помолами, косами, серпами и дубинами. Мужчины запираютъ ворота, загоняютъ скотъ въ хлева и привязываютъ собакъ. Повещалка, сбросивъ съ себя рубаху, со всевозможнымъ неистовствомъ, произносить клятвы на коровью смерть. Въ это время, другие женщины подво¬зить соху, надеваютъ на нее хомутъ и запрягаютъ. Съ за¬жженными лучинами, начинается троекратное шествие вокругъ всего селешя. Впереди всехъ идетъ съ сохою новещалка и проводить борозду межеводную, за ней следуютъ несколько женщинъ на помелахъ, въ однехъ рубашкахъ, съ распущенными волосами. Сзади ихъ идетъ толпа, размахивая по воздуху кочергами, косами, серпами, ухва¬тами и дубинами, съ полною уверенностью уничтожить сими действиями носящуюся надъ селениями коровью смерть. Во время швствия они поютъ следующую песню.
От океана-моря глубокого, от лукоморья ли зелёного
Выходили двенадесять дев, шли путём дорогою немалою
По крутым горам высоким, ко трём старцам старым.
Молились, печаловались, просили в упрос двенадесять дев:
“Ой, вы, старцы старые!
Ставьте столы белодубовые, стелите скатерти браные,
Точите ножи булатные, зажигайте котлы кипучие,
Колите, рубите намертво всяк живот поднебесной”.
И клали велик обет двенадесять дев:
Про живот, про смерть, про весь род человечь.
Во ту пору старцы старые ставят столы белодубовые,
Стелят скатерти браные, колят, рубят намертво
Всяк живот поднебесной.
На крутой горе высокой кипят котлы кипучие,
Во тех котлах кипучих горит огнём негасимым
Всяк живот поднебесной.
Вокруг котлов кипучих стоят старцы старые,
Поют старцы старые про живот, про смерть, про весь род человечь.
Кладут старцы старые на живот обет велик,
Сулят старцы старые всему миру животы долгие,
Как на ту ли злую смерть кладут старцы старые
Проклятьице великое, сулят старцы старые
Вековечну жизнь на весь род человечь.
Съ окончашемъ сего обряда все женщины расходятся по домамъ съ полною уверенностью, что за обведенную черту вокругъ селения не можетъ пробраться коровья смерть. Горе тому животному, которое попадется въ это время на встречу неистовымъ женщинамъ: его убиваютъ безъ пощады, предполагая, что въ образе его скрывалась коровья смерть.

Источник:
Сказания русского народа, собранные Сахаровым. СП-б, 1885. Стр. 24-29

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 236
Зарегистрирован: 17.11.11
Откуда: Росии, Орел
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.02.13 23:37. Заголовок: ­Очень интересно. Бла..


*PRIVAT*

Человек - раб Божий, сказали мне люди похожие на рабов. Человек - Бог и любимое дитя Бога, сказали мне люди похожие на Богов! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет