Осенние деды Несмотря на широкую огласку, что придал нашему кривичанскому культу предков славный наш побратим Адам Мицкевич, добавив сцену "дедов" в свою поэму,всё же этот обряд должным образом не освещён в фольклорной письменности. В связи с этим, думаю не будет лишним к уже существующим описаниям обряда добавить эти очерки, основанные на воспоминаниях двух поколений: моих воспоминаний и пересказов, что я слышал от своих родителей, которые, как и их прадеды, жили в Дисненском повете.
Год кривича в давние времена включал в себя пять торжественных праздников:
1. Красьнік (2 февраля). В этот день изготавливали свечи, а вечером при свете свечей проводился обряд "жанідзьбы коміна" (комін - печная труба). Печную трубу белили, обвешивали зеленью, всячески украшали. Во вновь высеченный (выкрэсаны) распаленный огонь кидали кости от ужина.
Слово "красьнік" имеет в своей основе корень "крэс" - рубеж, конец. Мы знаем, что раньше, кажется до 1700 года, год в Московии начинался 1 марта, возможно, что у нас когда-то год начинался з Красника, т. е. со 2 февраля и тогда Красник был крэсам - концом или началом года, праздником, посвещённым солнцу.
2. Вялікдзень - праздник солнца. А вместе с тем - праздник посева. На последнее указывают два момента. Первый - это хождение "валачоўнікаў", которые, переходя от хаты к хате поют "валачобныя" песни, в которых речь идёт о годовой работе хозяина на земле. Второй: на стол ставили озимые, посеянные в какой-нибудь посудине.
3. Купальле - праздник солнца и день очищения. Обряды, связанные с этим днём, предписывали очищение огнём и водой.
4. Каляды - также праздник солнца, но, в основном, праздник посвящённый "каледзі", т.е. стуже, морозу, зиме, когда вокруг всё мёрзнет, колеет, замирает.
5.
Дзяды - праздник предков, не связанный с солнечным культом. Приходился на осень, а именно на первое ноября. Дисенские кривичи торжественно празднуют двое Дедов: весенние "Навий великдень" и осенние "Великие (большие) деды".
Церковь в фискальных целях поддерживала в народе культ предков, но одновременно пыталась затирать языческие традиции, заводя "поминальные дни" после каждого важнейшего праздника. Это породило "Троицкие деды" и др., никак с традиционным языческим культом предков не связанные.
Навий великдень, весенние деды посвящаются только "наўцам" - недавно умершим (родителям, братьям, сёстрам, детям), а Великие деды - целому роду, насколько хватает человеческой памяти.
Это и есть существенное отличие между весенними и осенними дедами.
Раньше осенние "Вялікія дзяды" праздновали не отдельными семьями, а целыми родами. О таких родовых поминках рассказывал мой отец, на его памяти в 1840-х, 1850-х годах справляли так поминки на дисенсщине: Вангины, Сороки, Шишки, Рублевские, Римши, Демидовичи и др.
Собирались в дом наиболее богатого в роду все взрослые родичи от беднейшего до богатейшего, каждый со своими припасами и за общим столом ладили ужин. Ужин начинался общими молитвами, как то предписывала церковь. Закончив молиться, старейший в роду первым шёл за стол и, запалив обрядовую свечу, которая до этого стояла в посуде заполненной житом, стоя говорил: "Сьвятыя дзяды, просім за пачэсны стол!"
После этого все занимали по старшинству места за столом. Обрядовая еда на Дзяды - это "юшнік", из крови, варенный с мясом, колбаса и оладьи. Разговор за столом шёл исключительно об умерших дедах. Начинал его старейший в роду после первой чарки, которая шла по кругу, простым заявлением, что первого пращура рода нашего было имя - такое-то, жил он там-то, выделился тем-то и т.д. Далее говорили о более близких предках вплоть до последних.
После ужина разговор тянулся до третих петухов, рассказывались приключения, характеры предков, родовые и связанные с родом воспоминания и легенды.
Похоже на вышеописанные Дзяды в шляхетских семьях, справлялись Дзяды и в крестьянских родах, только с большей примесью языческих пережитков. Так месили накануне хлеб и пекли его обязательно на сухих листьях; кололи поросёнка в день дедов, и, наконец, вечер также посвящался разговорам о жизни предков.
На моей памяти, в 1880-1890 гг., уже на дисенщине не праздновали родами, а только семьями.
В моей семье это происходило следующим образом. Накануне дедов, с самого утра, женщины принимались за капитальную уборку дома и всех хозпостроек.
Вечером вносили дежу, ставили её посреди комнаты "на крыжох" (? крыж - крест), покрывали чистой скатертью и садились за стол ужинать. Во время ужина считали дедов, т.е. вспоминали всех умерших предков. У нас насчитывали их до 30. После ужина готовили тесто ("дзядоўскі хлеб") и на следующий день пекли столько хлебцов, сколько насчитали предков. Утром ехали в церковь и там раздавали буханки убогим, каждому по одной. Размер буханки зависел от достатка семьи: семьи богатые пекли большие буханки, а бедные ограничивались "бондачкамі" с кулак размером.
Вечером иногда приглашались бедные соседи, человек до 10 и начинался ужин за общим столом.
К ужину готовился юшник из крови, а когда не кололи поросёнка - клёцки с "душами", т.е. с завёрнутыми в тесто шкварками. Оладьи, колбасы с капустой и, напоследок, "саламатка" - сухие яблоки, груши, ягоды варенные на меду. Или вместо "саламатки" - овсянный кисель с медовой сытой.
Готовили к ужину больше чем надо и остатки мяса, оладьев и др. делили между бедными: каждый возвращался домой с котомкой, в которой было всегда помимо всего ещё и пару колбас.
Перед ужином молились за умерших, а после, посидев и поговорив на темы похоронные для предков семьи, расходились.
Отливание ложки еды под стол никто с нашей семьи не практиковал, хоть среди приглашённых гостей некоторые это делали. Когда садились за стол, "дедов" не призывали. Но после ужина стол не убирался до следующего дня.
Из рассазов моего отца, которые он слышал от деда и старых людей его поколения, с днём дедов связан ещё один интересный обряд - это вписывание и выписывание из семейной хроники членов семьи.
Новорожденных вписывали, умерших выписывали. Хроники эти велись на балках хаты в "почётном углу".
В своей дисенщине я уже нигде не видел таких записей, но довелось их увидеть весной 1914 года в Бельском повете, в селе Кленики (западная часть гродненщины). В старых хатах "почётный угол" занят глубокими вырезами на его балках, текстом славянским примерно такого содержания: "Рдся. рб. Бж. Микола л. 1881. 20 іюл. † 1900. 5 мрт.", или коротко: "Антон 1830. 10 мая † 1870 † 2 авг." Ещё живых членов семьи на стене имеются имена и даты рождения и напротив оставлено место для даты смерти.
В день дедов, по рассказам, приводили в хату грамотея, который и вырезал подобные записи, фиксируя рождённых или умерших за минувший год в данной семье.
Правдоподобно этот обычай был расширен на всей кривичанской территории, но полностью он сохранился только на бельщине.
Перевод с белорусского статьи Вацлава Ластовского"Крывічанскія дзяды", 1927 http://chernayamagiya.com/forum/index.php?topic=14847.0