On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Правила: 1. Ник желателен на кириллице, с большой буквы. 2. Желательно использование в качестве ника своего славянского (если пока нет, то паспортного) имени. 3. Уважай собеседника. 4. У славян обращение на "ты" приветствуется.

АвторСообщение
moderator




Сообщение: 1993
Зарегистрирован: 03.06.08
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.10.11 08:16. Заголовок: Деды


В суботу, близкую к 24 жёлтня (21.10) почитают Предков. День поминок своих родных, “Дедов” — Духов Предков, улетевших в Ирий. Подаётся поминальная еда, которая должна быть горячей. Для того, чтобы Духи могли вдыхать поднимающийся пар от пищи, приготовленной в их честь. Кроме того, на столе кладут больше ложек — для Предков. Каждого умершего предка называют по имени.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


moderator




Сообщение: 2016
Зарегистрирован: 03.06.08
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.10.11 11:37. Заголовок: Чисто для тебя. По-п..


ОСІННІ ДІДИ (ДІДОВА СУБОТА)

У рідновірів на початку останнього місяця осени проходить поминання Предків та Тризни. Кінець жовтня для Слов’янських народів це один з переломних моментів року, який знаменує зустріч осені із зимою, настання холодного і похмурого часу. Всяка нечисть вривається в світ Яви аби випробовувати людей на силу духу.
Для Слов'ян Осінні Діди це день, коли Мати-Земля і Дана-Водиця «засинають» до майбутньої весни. Люди просять у них вибачення за все, чим дошкулили їм на протязі року. В селах в цей час відкривають сезон домашніх майстринь, починають м'яти і тріпати льон, готуючи його для пряжі. Жінки виносять витріпаний льон на показ, влаштовуються «льняні оглядини». Такі стародавні традиції святкування останніх днів жовтня, яких дотепер дотримуються сповідники Рідної Віри.
На цей день кожен готує для своїх Предків Требу – чи то пиріг, чи то хліб, печиво або зерно, і під час обряду сам же її жертвує. Цього дня особливо вшановується Сварог Небесний, як прапредок всіх Слав'ян, а також Рід Всевишній, як джерело життя.
Це свято протилежне Весняним Дідам, коли Духи гуляють останній раз перед літом. З Осінніх же Дідів навпаки, починається їх час. Тому в Західній Європі і вирізували з гарбузів голови-обереги з очима і ротами, ставили всередину свічку, так самі виряджалися в личини різні, охороняючись від сил Нави. Так само, як і весною, в цей час люди йдуть на могили родичів, щоб пошанувати їх пам'ять, щоб були міцні родові Покони і не урвалися верви родів земних.
Після "Дідів" швидко приходить Зима, покриваючи Землю матінку сніжним покривом... Так знов відбувається одвічний коловорот Живоявлення.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 1524
Зарегистрирован: 12.09.11
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.14 09:44. Заголовок: Оказавшись в pаю-..


Оказавшись в pаю-выpии, дyши yмеpших могyт невидимо для людей пpилетать оттyда к дpyзьям и вpагам и напоминать о себе. Общеизвестны белоpyсские обpяды сеpедины XIX в., связанные с кyльтом пpедков («дзядов» – дедов) и поминовением yсопших на pадyницy. К пpиемy дyш пpедков тоpжественно готовятся: топят им баню (это отмечено ещё источниками XII в.), моют хатy, готовят обpядовые кyшанья и вспоминают yмеpших. Затем пpиглашают дедов пpилететь на это семейное тоpжество:

Святые дзяды, зовем вас!
Святые дзяды, ляцице [ летите] до нас!


Дyшам пpедков откладывают часть pитyальной еды. После поминального yжина их пpовожают:

Святые дзяды, вы сюды пpиляцели,
Пили и ели.
Ляцице же цяпеpь до сябе!


Очевидно, дyши пpедков должны отпpавиться к себе в pай, в свое постоянное местопpебывание.
Важно отметить, что во всех наpодных пpедставлениях о дyшах yмеpших они оказываются yлетающими кyда-то.
Местонахождение дyш в иpии, откyда пpилетают пеpелетные птицы, повлияло на то, что и сами дyши пpедков отождествлялись с птицами. Я yже пpиводил во вводной главе повеpья о навьях – злобных дyшах меpтвецов (близких к yпыpям-вампиpам), пpичиняющих много зла людям. Hавь – вообще меpтвец; само слово не содеpжит понятия вампиpа, но навьи, пpилетающие к людям, досаждающие им, пpиpавниваются к yпыpям. Это же слово пpилагается и к добpым пpедкам, дзядам, котоpым топят баню и посыпают пол бани пеплом. Когда пpедки вымоются и исчезнyт, на пепле остаются птичьи следы.

Источник: Рыбаков Язычество древних славян

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 1525
Зарегистрирован: 12.09.11
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.14 09:57. Заголовок: Осенние деды Несмотр..


Осенние деды
Несмотря на широкую огласку, что придал нашему кривичанскому культу предков славный наш побратим Адам Мицкевич, добавив сцену "дедов" в свою поэму,всё же этот обряд должным образом не освещён в фольклорной письменности. В связи с этим, думаю не будет лишним к уже существующим описаниям обряда добавить эти очерки, основанные на воспоминаниях двух поколений: моих воспоминаний и пересказов, что я слышал от своих родителей, которые, как и их прадеды, жили в Дисненском повете.
Год кривича в давние времена включал в себя пять торжественных праздников:
1. Красьнік (2 февраля). В этот день изготавливали свечи, а вечером при свете свечей проводился обряд "жанідзьбы коміна" (комін - печная труба). Печную трубу белили, обвешивали зеленью, всячески украшали. Во вновь высеченный (выкрэсаны) распаленный огонь кидали кости от ужина.
Слово "красьнік" имеет в своей основе корень "крэс" - рубеж, конец. Мы знаем, что раньше, кажется до 1700 года, год в Московии начинался 1 марта, возможно, что у нас когда-то год начинался з Красника, т. е. со 2 февраля и тогда Красник был крэсам - концом или началом года, праздником, посвещённым солнцу.
2. Вялікдзень - праздник солнца. А вместе с тем - праздник посева. На последнее указывают два момента. Первый - это хождение "валачоўнікаў", которые, переходя от хаты к хате поют "валачобныя" песни, в которых речь идёт о годовой работе хозяина на земле. Второй: на стол ставили озимые, посеянные в какой-нибудь посудине.
3. Купальле - праздник солнца и день очищения. Обряды, связанные с этим днём, предписывали очищение огнём и водой.
4. Каляды - также праздник солнца, но, в основном, праздник посвящённый "каледзі", т.е. стуже, морозу, зиме, когда вокруг всё мёрзнет, колеет, замирает.
5. Дзяды - праздник предков, не связанный с солнечным культом. Приходился на осень, а именно на первое ноября. Дисенские кривичи торжественно празднуют двое Дедов: весенние "Навий великдень" и осенние "Великие (большие) деды".
Церковь в фискальных целях поддерживала в народе культ предков, но одновременно пыталась затирать языческие традиции, заводя "поминальные дни" после каждого важнейшего праздника. Это породило "Троицкие деды" и др., никак с традиционным языческим культом предков не связанные.

Навий великдень, весенние деды посвящаются только "наўцам" - недавно умершим (родителям, братьям, сёстрам, детям), а Великие деды - целому роду, насколько хватает человеческой памяти.
Это и есть существенное отличие между весенними и осенними дедами.

Раньше осенние "Вялікія дзяды" праздновали не отдельными семьями, а целыми родами. О таких родовых поминках рассказывал мой отец, на его памяти в 1840-х, 1850-х годах справляли так поминки на дисенсщине: Вангины, Сороки, Шишки, Рублевские, Римши, Демидовичи и др.
Собирались в дом наиболее богатого в роду все взрослые родичи от беднейшего до богатейшего, каждый со своими припасами и за общим столом ладили ужин. Ужин начинался общими молитвами, как то предписывала церковь. Закончив молиться, старейший в роду первым шёл за стол и, запалив обрядовую свечу, которая до этого стояла в посуде заполненной житом, стоя говорил: "Сьвятыя дзяды, просім за пачэсны стол!"

После этого все занимали по старшинству места за столом. Обрядовая еда на Дзяды - это "юшнік", из крови, варенный с мясом, колбаса и оладьи. Разговор за столом шёл исключительно об умерших дедах. Начинал его старейший в роду после первой чарки, которая шла по кругу, простым заявлением, что первого пращура рода нашего было имя - такое-то, жил он там-то, выделился тем-то и т.д. Далее говорили о более близких предках вплоть до последних.

После ужина разговор тянулся до третих петухов, рассказывались приключения, характеры предков, родовые и связанные с родом воспоминания и легенды.
Похоже на вышеописанные Дзяды в шляхетских семьях, справлялись Дзяды и в крестьянских родах, только с большей примесью языческих пережитков. Так месили накануне хлеб и пекли его обязательно на сухих листьях; кололи поросёнка в день дедов, и, наконец, вечер также посвящался разговорам о жизни предков.

На моей памяти, в 1880-1890 гг., уже на дисенщине не праздновали родами, а только семьями.

В моей семье это происходило следующим образом. Накануне дедов, с самого утра, женщины принимались за капитальную уборку дома и всех хозпостроек.
Вечером вносили дежу, ставили её посреди комнаты "на крыжох" (? крыж - крест), покрывали чистой скатертью и садились за стол ужинать. Во время ужина считали дедов, т.е. вспоминали всех умерших предков. У нас насчитывали их до 30. После ужина готовили тесто ("дзядоўскі хлеб") и на следующий день пекли столько хлебцов, сколько насчитали предков. Утром ехали в церковь и там раздавали буханки убогим, каждому по одной. Размер буханки зависел от достатка семьи: семьи богатые пекли большие буханки, а бедные ограничивались "бондачкамі" с кулак размером.
Вечером иногда приглашались бедные соседи, человек до 10 и начинался ужин за общим столом.
К ужину готовился юшник из крови, а когда не кололи поросёнка - клёцки с "душами", т.е. с завёрнутыми в тесто шкварками. Оладьи, колбасы с капустой и, напоследок, "саламатка" - сухие яблоки, груши, ягоды варенные на меду. Или вместо "саламатки" - овсянный кисель с медовой сытой.
Готовили к ужину больше чем надо и остатки мяса, оладьев и др. делили между бедными: каждый возвращался домой с котомкой, в которой было всегда помимо всего ещё и пару колбас.
Перед ужином молились за умерших, а после, посидев и поговорив на темы похоронные для предков семьи, расходились.
Отливание ложки еды под стол никто с нашей семьи не практиковал, хоть среди приглашённых гостей некоторые это делали. Когда садились за стол, "дедов" не призывали. Но после ужина стол не убирался до следующего дня.

Из рассазов моего отца, которые он слышал от деда и старых людей его поколения, с днём дедов связан ещё один интересный обряд - это вписывание и выписывание из семейной хроники членов семьи.
Новорожденных вписывали, умерших выписывали. Хроники эти велись на балках хаты в "почётном углу".
В своей дисенщине я уже нигде не видел таких записей, но довелось их увидеть весной 1914 года в Бельском повете, в селе Кленики (западная часть гродненщины). В старых хатах "почётный угол" занят глубокими вырезами на его балках, текстом славянским примерно такого содержания: "Рдся. рб. Бж. Микола л. 1881. 20 іюл. † 1900. 5 мрт.", или коротко: "Антон 1830. 10 мая † 1870 † 2 авг." Ещё живых членов семьи на стене имеются имена и даты рождения и напротив оставлено место для даты смерти.
В день дедов, по рассказам, приводили в хату грамотея, который и вырезал подобные записи, фиксируя рождённых или умерших за минувший год в данной семье.
Правдоподобно этот обычай был расширен на всей кривичанской территории, но полностью он сохранился только на бельщине.

Перевод с белорусского статьи Вацлава Ластовского"Крывічанскія дзяды", 1927
http://chernayamagiya.com/forum/index.php?topic=14847.0


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет