On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Правила: 1. Ник желателен на кириллице, с большой буквы. 2. Желательно использование в качестве ника своего славянского (если пока нет, то паспортного) имени. 3. Уважай собеседника. 4. У славян обращение на "ты" приветствуется.

АвторСообщение
moderator




Сообщение: 1578
Зарегистрирован: 03.06.08
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.11 15:51. Заголовок: Лельник и Ярило Вешний


Лельник (празднуется 22 кветеня)

Леля (Лелия, Hely, Ileli, Lala (этр.), Ляля (белор.), Алпан (этр.), Лакшми (инд.), Афродита, Персефона (греч.), Аргимаспа/Артимаспа (скиф.)) — Богиня девичьей любви, младшая Рожаница, покровительница влюблённых, красоты, счастья. Дочь Лады. Любимый зверь — заяц. Священные птицы: лебедь и воробей. Дерево – рябина, берёза.

Девичий праздник, завершающий Русалью седьмицу, или Первые Русалии - чародейную седьмицу, предшествующую Яриле Вешнему. Посвящён чествованию Девы Лели – юной Богини весны и девственной Природы, бурлящих вешних вод и «пробудившихся» женских водяных духов – русалок-берегинь. О сию пору девы в долгорукавках без оберегов, уподобляясь русалкам, творят «вертимое плясание» на полях, не допуская в свой круг парней. В пору двоеверия на Руси 16 кветеня отмечали Ирину (Арину) – начало русалий. В народе говорили: «Ирина – урви берега, разрой берега», «Ирина – заиграй овражки», «Не устоять берегу против Ирининой воды».

В Лельник молодые славянки уходили в лес, пели весенние обрядовые песни и водили хороводы, славя Лелю, Весну и любовь. Парни на Лельник не допускались (на следующий день все вместе праздновали Ярилу Вешнего). Девушки в этот день выбирают самую красивую из них, украшают её голову венком из первых цветов и сажают на дерновую скамью. Затем водят вокруг неё хороводы и поют величальные песни. Также в этот день девушки приносят на берега водоёмов дары русалкам, а в ночи, непременно в тайне от парней, творят свою девичью ворожбу.

***
Ярило Вешний (празднуется 23 кветеня)

Ярило (Ярила, Яр, Ерыло (белор.), Ярцы, Эрил (лат.), Liekio (фин.), Yarri (хет.), Pergrubrius (прусс.), Арес/Эрос (греч.), Гер-ман/Джерман (болг.), Jарило (серб.-хорв.) Яровит, Herovito (балт.), Herilus (италийск.), Ярко, Телепинус (хет.), Тарку (арм.), Геркле (этр.) — Бог силы пробуждения Природы, «припекающей» Силы весеннего солнца (многие путают его с самим Солнцем), любовной страсти и похотливости (яри), деторождения, плодородия, пивоварения, земледелия, ярости. Атрибуты – белый конь, человеческий череп, сноп колосьев, цветочный венок. Фаллическая символика.

«Бог-оплодотворитель, представитель благодатной весны, назывался у германцев Фро или Фрейр, у славян — Ярило. Fro признавался покровителем любви и браков; от него зависели и дожди и ясная погода, урожаи нив, счастие и благосостояние смертных.
Значение Ярила вполне объясняется из самого его имени и сохранившихся о нем преданий. Корень яр совмещает в себе понятия: а) весеннего света и теплоты, b) юной, стремительной, до неистовства возбужденной силы, с) любовной страсти, похотливости и плодородия: понятия, неразлучные с представлениями весны и ее грозовых явлений.»
Афанасьев А.Н. «Поэтические воззрения славян на природу»

Девушки собираются на Красной горке («ярилиной плеши») и закликают молодого Бога:

Яр-яр, вставай рано, яр-яр вставай рано!
Яр-яр, мыйся бело, Яр-яр, мыйся бело,
Яр-яр, возьми ключик, яр-яр возьми ключик!
Яр-яр, выйди в полё, яр-яр выйди в полё!
Яр-яр, отмкни Землю, яр-яр отмкни Землю!
Яр-яр, пусти росу, яр-яр пусти росу!
Яр-яр, медовую, яр-яр медовую!
Яр-яр, пусти траву, яр-яр пусти траву!
Яр-яр, шелковую, яр-яр шелковую!

Ярило «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру Землю и выпускает росу, от чего начинается буйный рост трав. Ярило связан с плодоносящей силой зерна-семени, поэтому весенние празднества приобретали заклинательное значение. Ярильные ритуалы носили ярко выраженный эротический характер, при их проведении вовсю использовали фаллическую символику.

В пору двоеверия на Руси в этот день отмечали день Георгия Победоносца (Егория Храброго, Юрия Вешнего) – Победителя Змея. В народе говорили: «Егорий землю отмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет». Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище – на Ярилину росу. По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и детишек, приговаривая: «Принесла вербочка здоровья», «Как вербочка растёт, так и ты расти». Купались в росе, приговаривая: «Будь здоров, как Ярилина роса!», «Ярилина роса от семи недугов». Просили Ярилу (Егория) – покровителя пастухов и Волчьего Пастыря сберечь скот от хищного зверя.

У сербов принято купаться на зоре Ярилы Вешнего. Словенцы, празднуя возврат весны, назначают из своей среды юношу, который обязан представлять Ярилу («Зеленого Егора»), опутывают его с ног до головы березовыми ветками и купают в реке — во знамение дождевых ливней, заставляющих зеленеть поля и рощи. В некоторых местностях России выбирают на Ярилу Вешнего красивого парня, одевают его в зелень и кладут ему на голову большой круглый пирог, убранный цветами; с зажженным факелом в руке он несет этот пирог в поле, а следующая за ним толпа девиц поет в честь Ярилы обрядовые песни. Так обходят они трижды вокруг засеянных нив; после того разводят наподобие круга костер, оставляя в средине его пустое место, куда кладут принесенный пирог. Все усаживаются возле огня, пируют и делят между собою пирог — так, чтобы каждому досталось по куску. В Сербии девицы молят Ярилу о женихах - как податель всякого плодородия, он вместе с тем признается и устроителем брачных союзов.

Воспоминание об Яриле живее сохранилось в Белоруссии, где его представляют молодым, красивым и разъезжающим на белом коне и в белой мантии; на голове у него венок из весенних полевых цветов, в левой руке держит он горсть ржаных колосьев, ноги босые.

Хороводы на Ярилин день возглашают песню, в которой воспеваются благие деяния старинного бога, как он ходит по свету, растит рожь на нивах и дарует людям чадородие:

А гдзеж joh нагою —
Там жито капою
А гдзеж joh ни зырне —
Там колас зацьвице!


В этот день впервые после зимы выгоняется до зари скот на траву. Рано утром молодёжь обходила все дворы с приговором:

Ты спаси скотинушку,
Нашу сиротинушку,
Всю животинушку,
В поле, да за полем,
В лесе, да за лесом,
В лесу за горами,
За широкими долами,
Дай ты скотине траву да воду,
А злому медведю пень да колоду!

Перед выгоном скотины, хозяева гладили животных по хребту крашенным в красный или жёлто-зелёный цвет яйцом, которым потом одаривали пастуха. После чего скотину выгоняли веткой вербы во двор и кормили «бяшками» - особыми хлебцами. Перед выгоном со двора под ноги скотине выкладывали поясок, чтобы она перешагнула через него. Это делалось для того, чтобы скот знал дорогу домой. Пасут скот до тех пор, пока роса спадёт. Пастух гудит в рожок, оповещая народ о начале обряда «обхода», после чего, взяв в руки решето, трижды обходит стадо посолонь (на жизнь) и трижды противосолонь (на смерть). После правильно проведённого обряда вокруг стада выстраивалась невидимая волшебная изгородь, которая защищала «от змея ползучего, от медведя могучего, от волка бегучего». После чего волшебный круг замыкался железным замком.

Любопытны славянские предания о волчьем пастыре: под этим именем разумеется владыка бурных гроз, которому подвластны небесные волки, следующие за ним большими стаями и в дикой (грозовой) охоте заменяющие собою гончих псов. В германской мифологии это — Один, в услугах которого состоят два славные волка; на Руси волчьим пастырем считается Ярило (позже - Егорий Храбрый), наследовавший подвиги и заботы древнего громовника. Позабыв о мифических волках-тучах, народ отдал ему во власть волков обыкновенных, лесных. Так как бог-громовник является очам смертных в облачном одеянии, то создалось представление, что он сам рядится в мохнатую шкуру волка, принимает на себя образ этого зверя и становится вовкулаком.

Наезжал Егорий на стадо звериное,
На серых волков, на рыскучиих:
Не пройтить Егорью, не проехати!

и дает он такой наказ:

«Вы, волки, волки рыскучие!
Разойдитеся, разбредитеся
По глухим степям, по темным лесам;
А ходите вы повременно,
Пейте-ешьте повеленное,
От свята Егория благословения».

С этого дня начинаются весенние свадьбы. Мужчины и женщины катались по полям, надеясь с помощью чудодейственной росы стать сильными и здоровыми. С этого дня начинали катать яйца («писанки», древний славянский символ зарождения мира) с красной (красивой, покрытой первыми цветами) горы. Делали особый желоб из ствола дерева, с круглыми «воротами» на конце. По этому желобу начинали катить расписное крашеное яйцо. Чьё яйцо дальше укатится, тот и победитель. Вечер заканчивался всеобщим гулянием.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


moderator


Сообщение: 632
Зарегистрирован: 12.09.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.06.12 19:13. Заголовок: Ярильские песни, что..


Ярильские песни, что мы пели в Рязани выкладываю тут, дабы не затерялись.

Яр-Ярила, вставай рано,
Яр-Ярила, повыйди в поле,
Яр-Ярила, отомкни землю,
Яр-Ярила, отведи горе,
Яр-Ярила – во небе ясном,
Яр-Ярила – во солнце красном,
Яр-Ярила – во поле житном,
Яр-Ярила – во медк питном.
Яр-Ярила – во луге, во лесе,
Яр-Ярила – во всякой весе.
Яр-Ярила, разметай семя,
Яр-Ярила, выгоняй всходы!


Ярилина мати
По небу ходила
Боже милый
По небу ходила.

По небу ходила,
Ярилу будила.
Боже милый
Ярилу будила.

Ярила, вставай рано,
Ярила, возьми ключи.
Боже милый
Возьми ключи.

- Матушка, какие?
- Ярила, золотые.
Боже милый
Ярила, золотые.

Отмыкай землю,
Выпускай воду -
Боже милый
Выпускай воду.

На всю весну,
На теплое лето.
Боже милый
На теплое лето.

На теплое лето
На буйное жито
Боже милый
На буйное жито.

На ядренистое,
На колосистое.
Боже милый
На колосистое.

На весь на цвет
Да на белый свет.
Боже милый
Да на белый свет.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет